Posted 3 декабря 2003,, 21:00

Published 3 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

В Москву с «Чайкой»

В Москву с «Чайкой»

3 декабря 2003, 21:00
Девять новых фильмов за четыре дня – марафон для выносливых. При этом слишком «узкий взгляд», чтобы в полной мере оценить сегодняшний кинематограф Франции. Зато невооруженным глазом видно, какими средствами наши французские друзья пытаются перещеголять Голливуд.

Во Франции – на родине отцов кино братьев Люмьеров – ежегодно производят около 200 фильмов. В российский прокат из них попадают всего 10–15 лент. Конечно, общей картины кинопроцесса на этом фоне не составишь. Тем более невозможно судить о современном французском кино по тем 9 премьерам, которые будут демонстрировать 4 дня в рамках фестиваля в Москве.

Но даже если взглянуть на историю Каннского фестиваля, можно обнаружить, что французы постепенно теряют свои позиции. К примеру, в прошлом году ни одна из четырех представленных в конкурсе работ не была отмечена. А в этом – в конкурсе каннского смотра участвовали пять французов (в том числе уже ставшие классиками Бертран Блие и Франсуа Озон), но им не смог помочь даже соотечественник Патрис Шеро, возглавлявший жюри. Судя по всему, с французским кино сегодня что-то не так.

Пожалуй, главной проблемой киношной Франции сегодня является желание во что бы то ни стало догнать и перегнать Америку, не замечая, как при этом собственная продукция стремительно теряет самобытность. В такой ситуации «новой французской волны» в ближайшие годы ждать не приходится. Взять хотя бы пару лент нынешней программы: «Максимальный экстрим» и «18 лет спустя». Первая картина – о сноубордистах, что не боятся любыми способами брать вершины – сделана в пику голливудским безделицам вроде «Экстремалов» и «Вертикального предела». Ну не могут пока европейцы снимать трюковое кино лучше американцев. Факт. Это все равно, что сейчас снять «Гарри Поттера» на пленку «Свема» с нарисованными чудищами.

«18 лет спустя» – еще одно подражание Голливуду: попытка собрать кассу, сняв продолжение французской картины «Трое мужчин и младенец в люльке», имевшей большой успех почти 20 лет назад. Сюжет продолжения незамысловат: героиня выросла, а «папаши» с ней все нянчатся – жениха подыскивают, в институт помогают поступить, буквально преследуют ее по пятам. И все бы ничего, если бы шутки, которыми создатели пытаются нас рассмешить, не остались бы на том же уровне, что и 20 лет назад. Эти две легковесные картины не сообщают ничего нового ни о нравах французов, ни тем более об их кинематографическом росте.

И все же есть несколько лент, ради которых стоит попасть на фестиваль «Французское кино сегодня». Фильм «Малышка Лили» еще одного участника последнего Каннского фестиваля (которого так же оставили без призов), Клода Миллера, завсегдатаи Недели французского кино в Москве ждут больше других. Во-первых, Миллер – призер многочисленных фестивалей (в том числе Каннского за ленту «Лыжная прогулка класса»), во-вторых, он был когда-то ассистентом крупнейших режиссеров французской «новой волны», включая Робера Брессона и Жан-Люка Годара. И, наконец, в третьих, его «Малышка Лили» – это вольная экранизация чеховской «Чайки». Действие перенесено в наши дни, во французскую провинцию. Аркадина у Миллера – стареющая кинодива, Треплев – подающий надежды радикальный режиссер, Тригорин, соответственно, уже классик кинематографа, а Нина Заречная (она же Лили) – мечтающая о «фабрике грез» «малышка». При этом Миллер сохранил все сюжетные ходы и даже текст пьесы. Но что особенно порадует поклонников Антона Павловича, Миллеру удалось передать то, за что мы особенно ценим Чехова: его интонацию, дух, настроение.

Картина «Невезучие» Франсиса Вебера, открывающая фестиваль, – почти шедевр в жанре комедии. Имя Вебера в России не на слуху. Хотя комедии, сценаристом или режиссером которых он был, – «Высокий блондин в черном ботинке», «Зануда», «Великолепный», «Ягуар», «Игрушка», «Невезучие» – принадлежат к редкому типу «умных» комедий, где смех вызывают не бесконечные падения героев и не туповатый юмор «ниже пояса», а ситуации с глубокой проработкой характеров вечных «невезучих». На сей раз в роли невезунчиков выступают Жерар Депардье и Жан Рено, которые в рекомендациях не нуждаются. Один герой – полный идиот (Депардье), другой – умник, вор и убийца, вынужденный быть его нянькой (Рено). Как водится, оба бегут из тюрьмы и вынуждены спасаться от преследования полиции. Особенно забавно Рено и Депардье выглядят, переодевшись в женские костюмы, подобно «монашкам в бегах».

Особняком на фестивале стоит картина «В моей коже» – рассказ о женщине, которая увлечена самоедством. В прямом смысле этого слова. Она режет себя на кусочки и с удовольствием уплетает эти кусочки вместо ужина. Картина тонкая, философская, но очень тяжелая для просмотра. Даже если вы не уйдете с просмотра на 30-й минуте, самого интересного, скорее всего, все равно не увидите. Потому что излишний натурализм картины просто-напросто не позволяет большинству зрителей смотреть на экран. К слову сказать, во Франции «В моей коже» разрешили к просмотру лишь с 18-ти лет и проходит картина по категории «фильм ужасов» (что, в общем, неправда), но, несмотря на это, фильм вызвал восхищение критиков и уже несколько недель собирает полные залы по всей стране.

Факт остается фактом: за свою продукцию на зарубежном кинорынке французы сражаются рьяно. Так что смысл проведения ежегодного кинофестиваля Франции, в отличие от подобных недель израильского или японского кино, не в том, чтобы представить все многообразие и самобытность современного кинопроцесса, а в том, чтобы раскрутить фильмы, уже купленные российскими дистрибьюторами и выпускаемые в наш прокат. Так что не торопитесь на Неделю французского кино. Прочли статью, сделали выводы, а когда ленты пойдут по нашим экранам, тогда, что называется, и «думайте сами, решайте сами…»

"