Posted 3 сентября 2009,, 20:00

Published 3 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:35

Updated 8 марта, 07:35

Не хлеба, а зрелищ

Не хлеба, а зрелищ

3 сентября 2009, 20:00
Мрачные прогнозы о резком уменьшении премьер в кризисном сезоне 2009/2010 годов (вплоть до полной остановки театрального постановочного механизма) уже точно не оправдаются. Московские театры, объявившие планы на год, оказались оптимистичнее и щедрее, чем в самые сытые сезоны.

Отрасль, которую правительство призывает к режиму строжайшей экономии, на закате лета проанонсировала огромное количество премьер. Директора театров утверждают, что кризис как будто перевернул все: публика сегодня с удвоенной энергией штурмует кассы. Да и актеры, ранее востребованные в телесериалах, в следующем сезоне смогут намного больше уделять внимания родным подмосткам. «Новые Известия» попытались разобраться в этом феномене.

Прошлый сезон российские театры заканчивали в атмосфере эсхатологических и упаднических предчувствий. Предрекались резкие сокращения государственных дотаций на постановку спектаклей, на прием новых актеров в труппы, на коммунальные услуги. Худруки мрачно качали головами и, вздыхая, поясняли, что придется «туже затянуть пояса», если, конечно, будет на чем их затягивать. Предсказывалось резкое сокращение числа зрителей. Дескать, какие там развлечения в пору тотального кризиса? Из-за падения покупательной способности населения ждали снижения спроса на дорогие билеты. Но Россия – страна парадоксов. Летом московские театры ломились от публики, и цена билетов, доходящая до 10 тыс. рублей, никого не смущала. Зрители с равным энтузиазмом приветствовали цирк и драму, антрепризные развлекалочки и девятичасовую канадскую сагу Робера Лепажа. В театральные кассы продолжают выстраиваться очереди, у театров не исчезают барышники, предлагающие «с рук» билеты и на мхатовскую звездно-глянцевую «Трехгрошовую оперу» (где можно столкнуться в фойе с Ксюшей Собчак и Лолитой, а на сцене сфотографироваться с Константином Хабенским в образе Мэкки Мекхита), и на скромно-интеллектуальную «Аркадию» Стоппарда на Малой Бронной.

Кризис, похоже, в нашем народе вызвал прекрасное и бесшабашное настроение – «один раз живем». И тяга к прекрасному не только не ослабела, но, напротив, усилилась: где как не в театральном кресле можно расслабиться и забыть все сокращения и задержки зарплат, угрозы увольнения и повышения коммунальных платежей, неоплаченные банковские проценты. Сценический «сон золотой» – уникальная возможность хотя бы на три-четыре часа убежать от жизненных проблем, так что экономить на театре наши соотечественники, похоже, не собираются.

Ужиматься, экономить и сокращать «планов громадье» решительно не настроены в первую очередь московские театры. Хотя посещающий сборы трупп глава московского комитета по культуре Сергей Худяков и призывает экономить все и на всем, включая лампочки в гримерках, объявленные планы постановок на кризисный сезон 2009/2010 годов поражают своим размахом.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН.

Семь премьер – две оперы и пять балетов – анонсировал Большой театр, долгие годы находящийся в состоянии нескончаемого ремонта. Причем ставить в ГАБТ должны режиссеры и хореографы с мировыми именами (и соответствующими гонорарами). Первой премьерой станет постановка Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса оперы выдающегося австрийского композитора XX века Альбана Берга «Воццек» (на сцене Большого театра эта опера Берга ранее не ставилась). «Воццек» будет третьей постановкой Дмитрия Чернякова в этом театре (в сезоне 2002/2003 он ставил «Похождения повесы» Стравинского, а сезон 2006/2007 открылся его «Евгением Онегиным»). Для дирижера Теодора Курентзиса эта работа станет началом долгосрочного сотрудничества с Большим театром. Из балетных премьер событием обещает стать балет «Юноша и смерть» на музыку Баха с либретто Жана Кокто в постановке легендарного француза Ролана Пети.

Лидерство по количеству заявленных премьер на драматической сцене в этом сезоне принадлежит РАМТу, запланировавшему на кризисный сезон ни много ни мало 16 (!) премьер. Правда, справедливости ради надо сказать, что пять из шестнадцати – малобюджетные постановки молодых режиссеров – выпускников мастерской Сергея Женовача, рассчитанные на малую сцену. Но не отнесешь к малобюджетным ни музыкальный спектакль «Алые паруса», который ставит художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин, ни постановку Бориса Гранатова «Приключения капитана Врунгеля», ни приглашения на постановки знаменитого польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси и англичанина Дэвида Лево.

Американский шоу-бизнес расцвел во времена Великой депрессии. У нас же в пору кризиса самым популярным драматургом столичной сцены объявлен Антон Павлович Чехов, чье 150-летие со дня рождение решено отметить с широким размахом. Его пьесы и инсценировки прозы так или иначе присутствуют в репертуаре каждого уважающего себя театра. А в юбилейный год почти все московские театры решили добавить в свою афишу новое чеховское название. «Дядю Ваню» выбрали Театр имени Вахтангова и Театр имени Моссовета. «Вишневый сад» ставит «Ленком», «Три сестры» – Театр имени Маяковского. Прозе Чехова отдали предпочтение «Эрмитаж», «Студия театрального искусства», «Школа драматического искусства», Театр наций. А в Театре имени Станиславского готовят спектакль о самом Чехове (пьесу специально для театра написала Елена Гремина).

За долгие постперестроечные годы многие наши столичные театры не только успели практически забыть о том, что они являются храмами искусства, но и не способны нести даже более скромное свое призвание как учреждений культуры. Вот и занялись постановками «на потребу рынку», зарабатыванием-отмыванием денег. Сейчас в кризисную пору пришла самая пора подумать о душе. И театральные деятели обратились к Чехову. Худрук Вахтанговского театра Римас Туминас объяснил, что «Дядя Ваня» станет своего рода охранной грамотой театра в эпоху всеобщего цинизма. Можно предположить, что чеховские пьесы, чеховские герои, чеховский нравственный код станут для театра и публики теми необходимыми витаминами, которые позволят нашему театральному искусству выжить.

Главные театральные премьеры Москвы сезона 2009/2010

Театр на Таганке. Премьерой осени станут «Арабески. Карманная энциклопедия», посвященные личности и творчеству Гоголя. Постановка Юрия Любимова.
МХТ имени Чехова. «Иванов» Чехова (режиссер Юрий Бутусов), «Васса Железнова» Горького (режиссер Лев Эренбург), «Дворянское гнездо» по Тургеневу (режиссер Марина Брусникина).
Малый театр до Нового года обещает выпустить две премьеры: «Кабалу святош» Булгакова (режиссер Владимир Драгунов) и детский спектакль «Умные вещи», по Маршаку (режиссер Василий Федоров).
Театр имени Вахтангова открыл сезон премьерой «Дяди Вани» в постановке Римаса Туминаса. Следующей работой главного режиссера станет «Маскарад» Лермонтова и «Ветер шумит в тополях» Сиблейроса. «Пер Гюнта» Ибсена весной покажет Юрий Бутусов.
Театр «Мастерская Петра Фоменко» готовит сразу два новых спектакля: Петр Наумович работает над «Триптихом», в который войдут «Граф Нулин», «Каменный гость» и сцена из «Фауста». А Иван Поповски со стажерами театра делает «Алису в Зазеркалье».
«Ленком». «Вишневый сад» Чехова в постановке Марка Захарова с Александрой Захаровой в роли Раневской. Кроме этого, Марк Захаров ставит «День опричника» Владимира Сорокина.
Et Cetera. «Олеся» по повести Александра Куприна. Репетирует спектакль ученица Анатолия Васильева, долго работавшая в Латвии, Галина Полищук. Роберт Стуруа приедет на постановку шекспировской «Бури».
РАМТ. 8 сентября в Черной комнате молодые артисты театра сыграют премьеру «Как кот гулял, где ему вздумается» в постановке Сигрид Рейм-Стрембо, выпускницы режиссерского курса Сергея Женовача, а 25 сентября на Большой сцене режиссер Борис Гранатов представит «Приключения капитана Врунгеля». Худрук Молодежного Алексей Бородин работает над мюзиклом «Алые паруса» по повести Александра Грина, где будут заняты Нелли Уварова и Евгений Редько. РАМТ продолжит и свой экспериментальный «Ночной проект»: для зрителей-сов Павел Сафонов поставит набоковское «Приглашение на казнь».
«Школа драматического искусства» предполагает выпустить в новом сезоне пять премьер. Это «Саломея» Уайльда в постановке Игоря Яцко. Борис Юхананов в очередной раз обратился к «Фаусту» Гете. Дмитрий Крымов к 150-летнему юбилею Чехова на площадке ШДИ делает «Тарарабумбию». Еще одна премьера в режиссуре Крымова – «Смерть жирафа» – состоится уже 10 октября. Оперу «Гвидон» композитора Александра Маноцкова на тексты Даниила Хармса поставит Александр Огарев.
Московский ТЮЗ в новом сезоне планирует выпустить четыре премьеры, три из которых состоятся в октябре. 4 и 5 октября на Большой сцене пройдет новый спектакль Камы Гинкаса «Записки сумасшедшего», по Гоголю, в главной роли – Сергей Маковецкий. А уже 6 и 7 октября в Белой комнате сыграют «Кроткую» Достоевского в постановке ученицы Камы Гинкаса Елены Керученко. 29 и 30 октября Гинкас представит собственную инсценировку «Медеи», написанную по Аную, Сенеке и стихам Бродского. Генриетта Яновская репетирует спектакль «Прощай ты, ты, ты» по пьесе Кроммелинка «Холодно и горячо, или Идея господина Дома».
«Эрмитаж» покажет две премьеры. В конце октября «Тайные записки тайного советника» (по «Скучной истории» Чехова). Спектакль «Кто автор этого безобразия?» посвящен Николаю Эрдману: литературную композицию, которую сочиняет Михаил Левитин, составят малоизвестные интермедии Эрдмана и сцены из самой знаменитой его пьесы «Самоубийца».
Театр имени Маяковского. «Три сестры» Чехова в постановке Сергея Арцибашева. Юрий Иоффе восстановит сказку «Приключения Буратино».
Театр имени Моссовета выпустит «Палача» Радзинского в постановке Павла Хомского с Александром Домогаровым в главной роли. Андрей Кончаловский поставит «Дядю Ваню», а Юрий Еремин – «Царство отца и сына» по собственному сценарию, основанному на пьесах Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Федор Иоаннович».
Театр сатиры до Нового года выпустит две премьеры. На сцене «Чердак Сатиры» выйдет спектакль «Люпофь» (именно в такой транскрипции, автор и режиссер – артист труппы Станислав Николаев). А к юбилею театра Александр Ширвиндт и Юрий Васильев готовят традиционное обозрение «Триумф на Триумфальной», в котором будут заняты все актеры.

"