Posted 3 сентября 2009,, 20:00
Published 3 сентября 2009,, 20:00
Modified 8 марта, 07:35
Updated 8 марта, 07:35
Отрасль, которую правительство призывает к режиму строжайшей экономии, на закате лета проанонсировала огромное количество премьер. Директора театров утверждают, что кризис как будто перевернул все: публика сегодня с удвоенной энергией штурмует кассы. Да и актеры, ранее востребованные в телесериалах, в следующем сезоне смогут намного больше уделять внимания родным подмосткам. «Новые Известия» попытались разобраться в этом феномене.
Прошлый сезон российские театры заканчивали в атмосфере эсхатологических и упаднических предчувствий. Предрекались резкие сокращения государственных дотаций на постановку спектаклей, на прием новых актеров в труппы, на коммунальные услуги. Худруки мрачно качали головами и, вздыхая, поясняли, что придется «туже затянуть пояса», если, конечно, будет на чем их затягивать. Предсказывалось резкое сокращение числа зрителей. Дескать, какие там развлечения в пору тотального кризиса? Из-за падения покупательной способности населения ждали снижения спроса на дорогие билеты. Но Россия – страна парадоксов. Летом московские театры ломились от публики, и цена билетов, доходящая до 10 тыс. рублей, никого не смущала. Зрители с равным энтузиазмом приветствовали цирк и драму, антрепризные развлекалочки и девятичасовую канадскую сагу Робера Лепажа. В театральные кассы продолжают выстраиваться очереди, у театров не исчезают барышники, предлагающие «с рук» билеты и на мхатовскую звездно-глянцевую «Трехгрошовую оперу» (где можно столкнуться в фойе с Ксюшей Собчак и Лолитой, а на сцене сфотографироваться с Константином Хабенским в образе Мэкки Мекхита), и на скромно-интеллектуальную «Аркадию» Стоппарда на Малой Бронной.
Кризис, похоже, в нашем народе вызвал прекрасное и бесшабашное настроение – «один раз живем». И тяга к прекрасному не только не ослабела, но, напротив, усилилась: где как не в театральном кресле можно расслабиться и забыть все сокращения и задержки зарплат, угрозы увольнения и повышения коммунальных платежей, неоплаченные банковские проценты. Сценический «сон золотой» – уникальная возможность хотя бы на три-четыре часа убежать от жизненных проблем, так что экономить на театре наши соотечественники, похоже, не собираются.
Ужиматься, экономить и сокращать «планов громадье» решительно не настроены в первую очередь московские театры. Хотя посещающий сборы трупп глава московского комитета по культуре Сергей Худяков и призывает экономить все и на всем, включая лампочки в гримерках, объявленные планы постановок на кризисный сезон 2009/2010 годов поражают своим размахом.
Семь премьер – две оперы и пять балетов – анонсировал Большой театр, долгие годы находящийся в состоянии нескончаемого ремонта. Причем ставить в ГАБТ должны режиссеры и хореографы с мировыми именами (и соответствующими гонорарами). Первой премьерой станет постановка Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса оперы выдающегося австрийского композитора XX века Альбана Берга «Воццек» (на сцене Большого театра эта опера Берга ранее не ставилась). «Воццек» будет третьей постановкой Дмитрия Чернякова в этом театре (в сезоне 2002/2003 он ставил «Похождения повесы» Стравинского, а сезон 2006/2007 открылся его «Евгением Онегиным»). Для дирижера Теодора Курентзиса эта работа станет началом долгосрочного сотрудничества с Большим театром. Из балетных премьер событием обещает стать балет «Юноша и смерть» на музыку Баха с либретто Жана Кокто в постановке легендарного француза Ролана Пети.
Лидерство по количеству заявленных премьер на драматической сцене в этом сезоне принадлежит РАМТу, запланировавшему на кризисный сезон ни много ни мало 16 (!) премьер. Правда, справедливости ради надо сказать, что пять из шестнадцати – малобюджетные постановки молодых режиссеров – выпускников мастерской Сергея Женовача, рассчитанные на малую сцену. Но не отнесешь к малобюджетным ни музыкальный спектакль «Алые паруса», который ставит художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин, ни постановку Бориса Гранатова «Приключения капитана Врунгеля», ни приглашения на постановки знаменитого польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси и англичанина Дэвида Лево.
Американский шоу-бизнес расцвел во времена Великой депрессии. У нас же в пору кризиса самым популярным драматургом столичной сцены объявлен Антон Павлович Чехов, чье 150-летие со дня рождение решено отметить с широким размахом. Его пьесы и инсценировки прозы так или иначе присутствуют в репертуаре каждого уважающего себя театра. А в юбилейный год почти все московские театры решили добавить в свою афишу новое чеховское название. «Дядю Ваню» выбрали Театр имени Вахтангова и Театр имени Моссовета. «Вишневый сад» ставит «Ленком», «Три сестры» – Театр имени Маяковского. Прозе Чехова отдали предпочтение «Эрмитаж», «Студия театрального искусства», «Школа драматического искусства», Театр наций. А в Театре имени Станиславского готовят спектакль о самом Чехове (пьесу специально для театра написала Елена Гремина).
За долгие постперестроечные годы многие наши столичные театры не только успели практически забыть о том, что они являются храмами искусства, но и не способны нести даже более скромное свое призвание как учреждений культуры. Вот и занялись постановками «на потребу рынку», зарабатыванием-отмыванием денег. Сейчас в кризисную пору пришла самая пора подумать о душе. И театральные деятели обратились к Чехову. Худрук Вахтанговского театра Римас Туминас объяснил, что «Дядя Ваня» станет своего рода охранной грамотой театра в эпоху всеобщего цинизма. Можно предположить, что чеховские пьесы, чеховские герои, чеховский нравственный код станут для театра и публики теми необходимыми витаминами, которые позволят нашему театральному искусству выжить.
Главные театральные премьеры Москвы сезона 2009/2010