Posted 3 августа 2014,, 20:00

Published 3 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:07

Updated 8 марта, 04:07

Семья снова в сборе

Семья снова в сборе

3 августа 2014, 20:00
Традиция собираться вместе у московских Толстых соблюдалась еще в прошлом веке, но масштабными событиями «реюнионы» стали после того, как музей-усадьбу «Ясная Поляна» возглавил молодой московский журналист, праправнук Льва Николаевича Владимир Толстой. Ему досталось сложное и очень запущенное хозяйство: сам дом-музей х

И с 2000 года прошло уже семь международных семейных съездов, последний из которых завершился 3 августа.

По традиции «реюнионы» проходят каждые два года и посвящены каким-то датам и событиям из жизни Льва Толстого. В 2010 году отмечалось столетие со дня его смерти, в 2012-м – 150-летие венчания с Софьей Андреевной Берс. Соответственным образом составляются и тематические программы. В этом году съезд был посвящен женщинам семьи Толстого – Софье Андреевне и дочерям. Поэтому потомки прослушали лекции о кулинарных традициях Ясной Поляны. Теория была подкреплена практикой: некоторые блюда из меню семьи были приготовлены яснополянскими поварами. Правда, изумившую всех селедку, указанную в «Поваренной книге С.А. Толстой» в рецепте телячьего рагу, в современную версию включать не стали. «Это извращение Софьи Андреевны», – с улыбкой объяснил повар Николай, тезка знаменитого повара семьи Толстых. Кстати, «Поваренная книга С.А. Толстой» к этому съезду была впервые с 1991 года переиздана.

Съезд-2014 получился камерным, собрав около 70 человек, хотя в прежние годы собирались более сотни: не приехали итальянские Толстые, довольно скромно были представлены американская и французская часть семьи. Владимир Толстой, передавший пост директора музея супруге Екатерине и работающий нынче советником президента России по культуре, не связывает это со сложностью политической обстановки:

«Так получилось, что съезд «большой» семьи на этот раз совпал с радостными событиями в семьях маленьких. Практически одновременно с «реюнионом» проходят две свадьбы, а еще трое членов семьи вот-вот ждут прибавления в семействе (за день до окончания съезда стало известно, что у Льва Толстого родилась новая прапраправнучка. – «НИ»). Отказался ли кто-нибудь приехать из-за разногласий между Россией и остальным миром? Нет, мы с этим не столкнулись. Разумеется, эта тема обсуждается в застольных разговорах участников съезда, но никакой агрессии нет. Наоборот, зарубежные гости считают, что в своих странах они не могут узнать из СМИ российскую точку зрения, им не хватает объективной информации».

Никакой агрессии действительно не было: собравшиеся на съезде напоминали большую семью, у которой нет телевизора и Интернета, а есть любовь и время для уютных разговоров. Советник президента Владимир Толстой щеголял в футболке с надписью «Я только что из Кремля» или майке тульского «Арсенала», а заехавшая буквально на один вечер Фекла обнималась со всеми независимо от их политической позиции. В этой атмосфере, кстати, видится прообраз будущего обустройства России: можно спорить и не соглашаться друг с другом, но важно сохранять человеческий облик и цивилизованные отношения. Это очень сложно, учитывая накал сетевых дискуссий и телевизионного прессинга, но нужно стараться.

В программу съезда в этом году входило много традиционных пунктов: экскурсии по усадьбе, участие в сельскохозяйственных работах, распивание чаев в кучерской избе, катание на лошадях, выступления фольклорных ансамблей и мастер-классы по лепке, росписи тарелок, составлению «экологического гобелена» из сухих трав, курсы русского языка для тех, кто успел все забыть со времен предыдущего визита. Но наряду с традиционной русской экзотикой организаторы умудрились удивить иностранных членов семьи и неожиданной экскурсией на Косогорский металлургический завод. Между Ясной Поляной и Тулой, буквально в десяти минутах езды от усадьбы, на берегу реки Воронки стоит монструозное сооружение, похожее на гигантский паровоз, будто бы нарисованный фантазией Сальвадора Дали. «А что это?» – неизменно спрашивали иностранцы, проезжая мимо. Любопытство наконец-то было удовлетворено – их отвезли на построенный в 1897 году и работающий до сих пор КМЗ, рассказав заодно, что великий предок в свое время протестовал против его открытия. Потомки, побродив в непосредственной близости от раскаленных доменных печей и извозившись по колено в графите, были готовы разделить экологический настрой Льва Николаевича. Европейцев особенно удивило, что на заводе им не предоставили никаких средств защиты, даже касок, только детей попросили держать за руку. Зато эта экскурсия явно рассказала им о загадочной русской душе куда больше, чем выступление фолк-ансамбля «Услада».

"