Posted 3 августа 2005,, 20:00

Published 3 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 02:34

Updated 8 марта, 02:34

Курортный роман

Курортный роман

3 августа 2005, 20:00
Вчера в Московском доме фотографии начала работу выставка «Пляжный роман. 1900–2000». На ней показано, как россияне вот уже сто лет отдыхают на водах. Конечно, не обошлось без эротических, а порой и скандальных снимков.

Пляжная фотография, как верно заметили устроители выставки, – вещь невероятно интригующая. Каждый фотомастер хотя бы раз заходил на пляж ради незабываемых моментов общения с живой человеческой природой. Не говорим уже о штатных пляжных фотографах, которые в стародавние времена были таким же антуражем зон отдыха, как шезлонги, зонтики и кабинки для переодевания.

Пляж очень стимулирует художников в творческом плане. Где еще встретишь столько обнаженной натуры? К тому же курортное фото соединяет в себе сразу несколько жанров – здесь и портрет (радостные лица курортников), и пейзаж (вода с песочком), и своего рода натюрморт (голые торсы). Не случайно поэтому сейчас проводятся даже особые соревнования пляжной фотографии – около десятка мастеров отправляются на один курорт, а потом сравнивают снимки. Подобную акцию два года назад в Москве проводила галерея «Риджина». В этом году Московский дом фотографии с помощью фотохудожника и коллекционера Сергея Бурасовского решил устроить ретроспективный смотр – показать, как изменялась пляжная фотография за сто лет.

Снимков набралось на три зала, но кураторы обещают, что в следующем году устроят огромную выставку где-нибудь в Манеже, и там для большего эффекта по полу рассыплют песок, а по углам расставят пальмы. Пока же вполне можно насладиться сливками «курортного романа».

Как всякое самоценное явление, пляжное фото имеет свою историю. Именно эта история и развернута в «Пляжном романе». Повествование начинается с 1910-х годов, когда открытки с купающимися дамочками сильно смахивали на порнографические картинки. Стоило девушке снять платье и остаться в купальном пеньюаре, она немедленно внушала эротические фантазии. Оттого «смешанных» дореволюционных снимков (где купаются и мужчины, и женщины) мы вообще не встречаем. Зато их более чем хватает в конце 1920-х, начале 1930-х годов: вместе с капиталистическими оковами советские граждане сбросили на пляже и лишнюю одежду. И лишние комплексы. Рабочие и работницы облачились в черные купальные трусы и майки и создавали на пляжах Крыма или Подмосковья настоящие купальные коммуны – радостные групповые снимки. На одном из лучших образцов такого фото запечатлен отдых труппы театра Мейерхольда на крымском побережье. Новый ренессанс курортного романа начинается в 50–60-е годы, когда в советских республиках открываются всесоюзные здравницы. Песчаные берега рек и морей в фотографиях того времени напоминают фабричные корпуса: ровными рядами на них лежат тела советских отпускников.

Интрига пляжной фотографии – в ее особом эротизме. С одной стороны, что может быть откровенней и эротичней почти обнаженного тела? С другой, как раз на пляже об эротике думают меньше всего, ведь сюда приходят не на других посмотреть, а просто полежать на солнце или побултыхаться в воде. Фотограф также может выбрать разные позиции. Он может вместе с курортниками наслаждаться солнышком и морем. Именно так поступали советские мастера, когда фотографировали веселые компании – чувствовалось, что художник сам наслаждается этим праздником жизни. Но были на пляже и фотовуайеристы. Как, например, непревзойденный Николай Бахарев, который еще в 80-е снимал ничего не подозревающих пляжников так, что потом, глядя на снимки, у них возникало одно желание – дать ему в морду. Пляжное фото рубежа ХХ–XXI веков идет как раз по этому пути – больше провокации, меньше невинности. Теперь же, когда в арсенале вуайеристов появились еще и камеры в мобильных телефонах и процесс съемки уловить практически невозможно, впору переходить, как в начале ХХ столетия, к скрытым купальням и длиннополым купальным платьям.

"