Posted 3 июля 2006,, 20:00

Published 3 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:08

Updated 8 марта, 09:08

Режиссер Алексей Учитель

Режиссер Алексей Учитель

3 июля 2006, 20:00
Завершившийся в воскресенье XXVIII Московский международный кинофестиваль стал событием не более чем традиционным. Не было ни кинематографических сенсаций, ни привычного для Москвы «звездопада», а эпопею с отказом Михаэля Ханеке от председательства в жюри будут, пожалуй, еще долго вспоминать недобрым словом. Отдышавшис

– Алексей, вы могли бы сравнить свои впечатления от прошлогоднего фестиваля и нынешнего?

– Они очень разные. Тогда я был конкурсантом, теперь – судьей. Когда судят тебя, волнуешься гораздо больше, чем когда судишь сам. Кроме того, получать приз гораздо приятнее, чем вручать.

– Как вам работалось под началом пана Жулавского?

– Он очень серьезно относился к своим обязанностям. Даже слишком серьезно. К примеру, настойчиво просил всех нас записывать свои впечатления во время просмотра. И даже сделал мне замечание, что я ничего не пишу.

– В жюри собрались люди разных профессий – два режиссера, два актера и один киновед. Чувствовалось ли различие в подходе к оценке фильмов?

– Да, конечно, каждый судил в первую очередь с точки зрения своей профессии. Актеры – Реми Жирар и Джули Кристи – обычно начинали разбор фильма с актерских работ, мы с Жулавским больше внимания обращали на сценарий и режиссуру, критик Жан-Анри Деле чаще обращался к аналогам. Мне, кстати, очень понравилось, как он рассуждает. Но в целом различия были более личные, нежели профессиональные. Были споры, но работали мы дружно.

– Как вы отнеслись к единственной российской картине конкурса – «Червю» Алексея Мурадова?

– В нем играет хорошая актриса Анастасия Сапожникова – о ее героине даже можно было бы снять отдельный фильм, причем более интересный, чем тот, что получился. В «Черве» есть много режиссерских достоинств и много достоверных наблюдений, но история героя нас не тронула и показалась очень надуманной. По-моему, главная проблема этого фильма – проблема сценария, я бы даже сказал, отсутствие сценария. А я уверен в том, что по слабому сценарию нельзя снять хороший фильм. Хотя снять плохой фильм по хорошему сценарию можно.

– В прессе всегда много рассуждают о том, что повлияло на выбор жюри…

– Мне кажется, что на нас не влияло ничто. Никто не защищал фильмы своих стран или своих друзей. Мы говорили только о своих собственных, непосредственных зрительских впечатлениях. Если бы мы находились под давлением авторитетов, то наградили бы кого-то из признанных мастеров. Но, как вы знаете, Иштван Сабо и Рауль Руис не получили от нас ничего, и только Бертран Блие был удостоен «Серебряного Георгия» за режиссуру – по-моему, достаточно своеобразную.

– Уровень конкурса был выше в прошлом году или в нынешнем?

– В среднем – не выше и не ниже. Просто в прошлом году было больше ярких фильмов, поэтому многим кажется, что он снизился. Сейчас было много крепких, но средних картин, и не было фильма-лидера. Не было такой картины, которая открыла бы что-то новое в кинематографическом языке или просто чем-то нас удивила. Жюри пришлось выбирать призеров из десятка лент, примерно равных по классу. Найти первого среди равных – задача неразрешимая в том смысле, что каждое решение уязвимо. Каждый член жюри предлагал то, что ему ближе, потом в чем-то уступал другим, и так получилось то, что получилось. Лично для меня на первом месте была британская картина «Уроки вождения», затем немецкая – «Страхование жизни» и шведская, которой мы в результате и вручили главный приз. Вы называете ее среднеевропейской – может быть, она взяла именно тем, что поставила вопросы, понятные каждому европейцу, и дала на них столь же понятные ответы.

СПРАВКА

Алексей УЧИТЕЛЬ родился в 1951 году в Ленинграде. В 1975 году окончил ВГИК, затем работал режиссером на Ленинградской киностудии документальных фильмов. В 1992 году возглавил ТПО «Рок». Он автор нескольких десятков короткометражных фильмов, среди которых «Пуск. Портрет одного события», принесший режиссеру широкую известность «Рок», «Митьки в Европе», «Обводной канал», «Последний герой», «Баттерфляй», «Маэстро». Многие из них удостоены призов на различных кинофестивалях. Дебют режиссера в игровом кино – фильм «Мания Жизели» (1995). Картина демонстрировалась на Каннском фестивале, на фестивале в Онфлере (Франция) получила Гран-при, а в городе Католика (Италия) – приз жюри. В 2000 году на экраны вышел новый фильм Алексея Учителя – «Дневник его жены», рассказывающий о частной стороне жизни писателя Ивана Бунина. Следующей работой режиссера стала молодежная мелодрама «Прогулка» (2003). В 2005 году Алексей Учитель снял фильм «Космос как предчувствие».

"