Posted 3 апреля 2013,, 20:00

Published 3 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:13

Updated 8 марта, 05:13

Франкофонная инженерия

Франкофонная инженерия

3 апреля 2013, 20:00
На очередном весеннем кинофестивале «Франкофонии» (а помимо Москвы и Питера он традиционно проходит во многих городах России) снова говорили о мультикультурных противоречиях, о семейных драмах и проблемах безработицы чуть больше, чем обычно, – о мире глазами ребенка. Программу помимо самой Франции составляла франкоязыч

Три картины представляли творчество одного из самых известных режиссеров Квебека (Канада) Филиппа Фалардо. Его дебютная «Левая половина холодильника» – занимательное мокьюментари о поисках работы, где соискателем становится инженер по аэронавтике, а его другом и оператором по совместительству – активист из театра, драматург с левыми взглядами. Кристоф ходит по собеседованиям и семинарам, а видеокамера Стефана всюду следует за ним. Хоть уровень жизни безработного «на социалке» в Канаде с нашим и не сравним, парень мыкается с какими-то несусветными предложениями… и поглощает в огромных количествах морковку, так что уровень каротина становится заметен и на интервью с кадровиками. У Фалардо вообще бывают странные сюжеты с трагикомическим эффектом: так, в «Конгораме» герой Оливье Гурме (постоянный актер братьев Дарденн, один из лучших в современном бельгийском кино) распутывает почти сериального накала тайну своего рождения, по дороге встречая попутчика за рулем древнего гибридного электромобиля. Эта встреча перевернет будущее автопрома… В фильме для семейного просмотра «Клянусь, это не я!» режиссер ностальгирует о детских годах, пришедшихся на революционные события 1968-го.

В современной сказке «Крадучись» (Бельгия – Франция) режиссер Оливье Ренже снял собственную малолетнюю дочь. Ребенок в роли Робинзона Крузо, посреди незнакомой, пугающей природы. Фильму можно смело выставлять рейтинг «от 6 лет и выше». Это та ниша, которая в российском кино мало освоена. Если не говорить об анимации.

Отличный пример в программе «Франкофонии» – мультипликационный «Кот раввина» (премия «Сезар»). 40-летний Жоанн Сфар (его первый фильм «Генсбур. Любовь хулигана» был в нашем прокате) снял яркую, приключенческую историю, действие которой происходит в Алжире в 1920-е годы. Помимо говорящего кота (сам персонаж инспирирован текстами Вольтера), раввина с его дочерью и русского художника, озабоченного поисками мистического «африканского Иерусалима», в картине много разговоров о… религиях. Неожиданные, отчасти забавные рассуждения о природе иудаизма, ислама и христианства. То есть «Кот раввина» (бюджет картины 12,5 млн. евро) ориентирован отнюдь не на детскую аудиторию.

Для зрителей «третьего возраста» предназначен фильм Стефана Роблена «А давайте жить все вместе?». Эту картину представлял еще на фестивале «Амурская осень» 78-летний Пьер Ришар. Рядом с ним здесь не менее известные лица «старой гвардии» – Джейн Фонда, Джеральдина Чаплин, Клод Риш. И молодой Даниель Брюль («Гуд бай, Ленин!», «Бесславные ублюдки»). Их дружбе больше сорока лет, и они не хотят отпускать друг друга в дом престарелых. Идея жить коммуной после 75 не так уж и плоха, настаивают герои этой сентиментальной мелодрамы, повествующей кое-где без деликатности о старении.

«Швейцарская инженерия» – документальный фильм, снятый в жанре «за кулисами власти», – расскажет о том, что такое парламент в Берне и как можно документ стилизовать под художественный триллер.

Еще один фильм, основанный на реальных событиях, – «Все сначала» Ксавье Джианноли – любопытный перевертыш про французского Остапа Бендера (его играет Франсуа Клюзе), которого замучила совесть. По жанру – производственно-криминальная драма. Жулик с интеллигентным лицом Клюзе – это какая-то новая сказка про то, как можно аферу превратить в общественно полезное дело.

Ну а самым комичным взглядом на демократическое общество и противостояние правых и левых следует признать фильм «Имена людей» (Франция, зрительская премия на фестивале романтического кино в Кабуре). Она – алжирка по имени Байя Бенмахмуд (Сара Форестье). Она родилась во Франции, она не то чтобы экстравагантна – у девушки порой совсем «сносит крышу». Байя оригинальным способом ведет политическую борьбу: спит с теми, кто не разделяет ее левых взглядов, чтобы переубедить их и склонить на свою сторону. Он, еврей по имени Артюр Мартен (как всегда ироничный Жак Гамблен), вызывает хохот, уже когда представляется: во Франции «Артюр Мартен» – знаменитая марка бытовой техники, и он не виноват, что он ее полный тезка, но при знакомстве с ним все начинают хвалить пылесосы… Она думает, что он ультраправый, он от нее в шоке. Любовь настигнет их неизбежно. Арабка и еврей. Старо как мир, с одной стороны. С другой – позволяет выразить устами героини новую истину: иностранцы – единственные, кто заслуживает называться французами. Вот такой глобализм Старого Света и заманивает в кино, которого не увидишь в широком прокате.

"