Posted 2 декабря 2012,, 20:00

Published 2 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:12

Updated 8 марта, 05:12

Олимпиада в помощь

Олимпиада в помощь

2 декабря 2012, 20:00
Целый год Юрий Башмет отбирал по всей стране талантливых детей и подростков для своего нового коллектива – Всероссийского юношеского оркестра. Ему помогла Олимпиада. В преддверии спортивного праздника в Сочи проходят культурные олимпиады. Поскольку этот год был объявлен в предолимпийской гонке Годом музыки (Год кино и

Корреспонденту «НИ» довелось наблюдать, как проходили конкурсы по отбору участников – в Хабаровске и Ярославле. Юрий Башмет почти целый день лично всех прослушивал, давал советы и выгонял из зала недисциплинированных слушателей и фотографов. В последнюю неделю осени всех счастливчиков собрали, наконец, в теплом Сочи. Впрочем, солнца ребята и девчонки практически не видели, поскольку оно было скрыто от них крышами концертных и репетиционных залов. Они с утра до ночи разучивали свои партии – это было и видно по их лицам, и слышно в коридорах гостиницы. А на доске объявлений отеля для них постоянно вывешивались указания типа «к завтрашней репетиции срочно послушать следующие произведения…».

Результат представили дважды. В первый вечер, 28 ноября, в Органном зале филармонии каждый сыграл сольный или ансамблевый номер. Многие солисты, конечно, играли так себе. И звук неинтересный, и ошибки в заигранном учебном репертуаре. Впрочем, не без приятных неожиданностей. Например, москвичка Елизавета Гришина очень хорошо исполнила Телемана – соло для фагота. Поразил 12-летний петербуржец Илья Сорокин, игравший на своей трубе чисто и даже страстно. Под занавес всеобщего сольника на сцену выпустили странный состав – трех тромбонистов и тубиста. Те сыграли некий рэгтайм (ранний джаз). Это был яркий финал.

На следующий день все эти юные музыканты собрались в Зимнем театре на свое профильное выступление – то есть в составе оркестра. Дирижировал ими сам Башмет. В качестве солистов позвали уже состоявшихся и известных музыкантов, в частности, виолончелиста Александра Бузлова, кларнетиста Валентина Урюпина и французского скрипача, обладателя экзотической внешности по имени Мухамад Ибер. Для недельной репетиции это неплохой результат. Публика была в восторге, да и перфекционист Башмет тоже не был разочарован.

Об опыте работы с юными оркестрантами рассказал Юрий Башмет

– Как юные дарования проявляются в серьезной работе на результат?
– Они не хотят останавливаться! В отеле даже проблемы есть – постояльцы звонили на ресепшн, жаловались. Вчера вечером на репетиции спрашиваю одну малышку: «Ну что, устала?» Хотел ее отпустить уже. «Да, у нас в Хабаровске уже шесть утра», – говорит. Ну, думаю – вот это боец настоящий…

– Какова специфика подготовки такого оркестра?
– Есть проблема – у них отсутствует опыт игры в оркестре, тем более – в большом симфоническом. Они всё выучивали дома с преподавателями. А теперь им надо боковым зрением видеть руку дирижера и в то же время читать ноты. Плюс заниматься ремеслом – своим инструментом. Это требует концентрации.

– А почему вообще дети хотят играть в симфоническом оркестре, если у них перед глазами примеры в виде «Фабрики звезд», эстрады?..
– Никакого противоречия. Трудно представить себе ребенка, который сейчас захочет подражать, допустим, Иосифу Давыдовичу Кобзону или Алле Пугачевой, – это жанры замечательные, но временные. Классика вечна, и те навыки, которые они приобретут в оркестре, им потом по жизни очень пригодятся. И все это понимают.

– Почему духовой ансамбль сыграл рэгтайм – в оркестре же им такой репертуар не играть?
– Я не составлял программу их сольных выступлений, но мне кажется, что завершить концерт легким номером – хорошая идея. «Легкими» джаз и рэгтайм не назовешь, но они для восприятия более доступны, хотя играть надо уметь все равно. Потом, для ансамбля медных в классике мало произведений. В джазе же все это хорошо разработано: Каунт Бейси, Дюк Эллингтон и так далее. Есть из чего выбирать. Кстати, тубист, который там играл, с дредами (из-за прически ему в оркестре дали прозвище Аватар), – я помню, как мы его нашли. Он на отборе в своем городе вел себя как настоящий артист! Сейчас был более скромен. Потом я узнал, что он не только учится классической музыке, но и играет в джазовом коллективе. Так что это он, наверное, придумал. Но примечательно то, что весь этот квартет встретился, познакомился и сыгрался уже здесь, в Сочи. И такое вот хорошее качество!
Записал Александр БЕЛЯЕВ

"