Posted 2 июля 2007,, 20:00

Published 2 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Тюлень танцует танго

Тюлень танцует танго

2 июля 2007, 20:00
Спектакль «Мазурка Фого», поставленный немецким хореографом Пиной Бауш девять лет назад для Лиссабонской всемирной выставки, дарит публике экзотические краски и ощущение жизни как праздника. Московские зрители, которые ждали этих гастролей три года, не оказались чужими на этом европейском празднике: танцоры разговарива

Кинорежиссер Педро Альмадовар, называющий хореографа Пину Бауш своей музой, включил в фильм «Поговори с ней» два эпизода, рассказывающие об этапах ее творческого пути. Один – фрагмент из спектакля Бауш «Кафе Мюллер» (1979). Порывистые и резкие движения женщин, которые мечутся по кафе как странные птицы, и их безнадежные попытки расчистить пространство от горы стульев, напоминает о времени, когда Бауш, практически не выезжая из немецкого городка Вупперталя, где находится ее театр, соединяла театральное действие с танцем, превращая в него все обычные, бытовые движения. Исследовала причины подсознательной вражды людей друг к другу и массу других, не менее серьезных вещей. Совершенно иной по настроению второй эпизод – кусочек «Мазурки Фого». Вырвавшись из «подполья подсознания» и из Вупперталя, Бауш с 1986 года путешествует с труппой по всему миру, создавая после каждой поездки яркие спектакли, наполненные путевыми впечатлениями. И говорит, что самое интересное в жизни – общение с людьми и всякие приятные мелочи.

«Мазурка Фого», как и «Мойщик окон», побывавший в столице три года назад, состоит из трех компонентов: комические репризы со словами, пластические шутки и эротичные танцы под музыку португальских фадо, танго, бразильских вальсов и джаза. Это не портрет Лиссабона десять лет назад, а собирательный образ южной страны у берегов океана, где юные красотки днем загорают на скалах, а вечерами в легких платьях из шифона гуляют по набережной. «Моя бабушка в юности была красавицей. Когда она вечерами гуляла, мужчины прятались за деревьями и говорили «О!», – рассказывает одна из танцовщиц. И тут же, перевоплотившись в собственную бабушку, гуляет по сцене, а весь мужской состав труппы восклицает «О!» как поклонники бабушки.

Бауш выстраивает спектакль, как Феллини свой фильм «Амаркорд». Сценки сменяют друг друга, как узоры мозаики в калейдоскопе, одна может стать фоном для другой, а зрители после спектакля додумывают, что означало увиденное. Красотка с распущенными черными волосами снова и снова прыгает со скалы на шеренгу мужчин, а потом убегает, вырвавшись у них из рук. Заметно, что это занятие всем доставляет удовольствие. Высокая красавица вытаскивает стеклянный столик со стеклянной вазой яблок и губами достает их одно за другим.

Спектакль состоит из двух частей, и в первой эротические танго щедро приправлены иронией. Даже появление воды, которая всегда присутствует в спектаклях Бауш, связано с серией комических сценок: одна из девушек, побрызгав из тазика себе на подмышки и шею, поднимает подол и брызгает под него, другой артистке опрокидывают прямо в подол вазу с водой и букетом цветов. На сцене сооружают бассейн из огромных целлофановых пакетов, наливают в него немного воды, и веселая компания плещется за прозрачной стенкой, а когда бассейн уносят, спрятанный за ним тюлень уползает под звуки танго.

Вторая часть получилась более лирической. В ней видеопроекции становятся частью театральной декорации. Танцоры играют с волнами океана, «захлестывающего» сцену. А в финале танцуют танго на фоне огромных распускающихся цветов. Свет медленно гаснет, и люди становятся все незаметнее, как будто растворяясь в буйстве южных красок.

"