Posted 2 апреля 2012,, 20:00

Published 2 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:49

Updated 8 марта, 05:49

Коллективный портрет

Коллективный портрет

2 апреля 2012, 20:00
В Мраморном дворце Русского музея открылась «Вторая фотобиеннале», посвященная современной фотографии. Первая часть проекта, стартовавшего в 2009 году, имела большой резонанс и привлекла демократическими «правилами игры»: единственным критерием отбора стало качество фотографий. На выходе получилось, что смешение профес

На подготовительном этапе организаторы рассмотрели более двух тысяч заявок и отобрали 900 работ, 350 из которых и составили экспозицию выставки. «Лучших из лучших» в этом году выберет не жюри, а зрительское голосование. Выставка разделена на девять тематических блоков: «Сцена», «Повседневность», «Город», «Пейзажи», «Натюрморты», «Красота тела», «Лица», «Верующие» и «Воображаемое». Впрочем, тематика и техника существенно перекликаются, и деление оказывается весьма условным. Уже при беглом просмотре становится ясно, что «слабым звеном» оказались снимки с претензией на новизну формы и взгляда, сгруппировавшиеся в зале «Воображаемое». Стилистика «эксперимента» традиционно привлекательна для любителей эпатажа и нестандартных творческих высказываний, однако на деле выливается в банальность. Натужные интерпретации на чужие и до этого многократно эксплуатирующиеся открытия выделяет разве что выхолощенность. В общем, как гласит французская пословица, «пережеванное невкусно», а своим взглядом, прежде чем его демонстрировать, надо, по меньшей мере, обзавестись.

«Лестница» Дмитрия Морозова зовет на шопинг.

В отсутствие яркого постмодернистского мироощущения на первый план закономерно вышли незамысловатое ретро и подлинность чувств. В разделе «Лица» лидируют отличающиеся естественностью композиции детские портреты. «Мальчик с котенком» Ольги Ингуразовой, «Сестра» Вячеслава Козлова, «Взгляд» и «Мадонна» Алены Балабановой покоряют выразительностью образов. Сочетание изысканности и незамысловатости завораживают в работе Дарьи Родиной «Спящая принцесса». Психологизм, минимальное увлечение деталями (лишь размытые линии-тени и резко вскинутый воротник) выгодно позиционируют великолепный портрет Константина Тублина «Писатель и революционер Эдуард Лимонов» – светлое пятно в череде сливающихся в единую массу надуманных и искусственно сконструированных образов. Любопытно и своевременно включение в блок «Лица» серии фотографий Антона Лялина «Портрет Африки» с изображениями животных.

Немало «живых» работ оказалось в разделе «Повседневность». Так, выполненная в эстетике неореализма фотография Якова Агаркова «Июльский сон» «дышит» зноем и романтикой, чувственна и лирична. Напоенный светом и радостью «Солнечный день» Елены Бровцевой – словно щемящая память о детстве. Мощный гуманистический посыл объединяет разные на первый взгляд работы Андрея Карпенко «Не одна» (старушка в окружении кошек) и Сергея Плотникова «Без будущего» (воспитанник дома ребенка). В целом, как и первая, «Вторая фотобиеннале» представляет не только множество ракурсов современной действительности, но и коллективный портрет «человека с фотоаппаратом» образца нулевых.

"