Posted 2 февраля 2005,, 21:00

Published 2 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Наш ответ цунами

Наш ответ цунами

2 февраля 2005, 21:00
Наиболее грандиозными начинаниями Зураба Церетели, главного строителя храма Христа Спасителя и отца московского Петра I, обещают стать памятники жертвам цунами на Таиланде, жертвам Беслана (на месте школы), жертвам теракта 11 сентября в Нью-Йорке, а также создание русского конкурента американскому Микки-Маусу.

Если выбирать самого актуального художника мира рубежа XX–XXI веков, им, без всякого сомнения, окажется Зураб Церетели. С одной стороны, одно только перечисление регалий, званий и должностей Церетели занимает три страницы убористого текста: он и президент Академии художеств, и главный художник МИД, и член Академии мировой элиты, и еще за ним пожизненно закреплены десятки разных постов и должностей. С другой стороны, Церетели как скульптор и дизайнер постоянно находится на гребне волны времени: он готов запечатлеть почти каждое политическое или социальное событие. Не успевают еще утихнуть страсти вокруг теракта в Америке или вокруг трагедии в Беслане, а Зураб Церетели уже выступает с инициативой установки там своих монументов. Нетрудно догадаться, над каким памятником работает президент академии в данный момент. Конечно, над монументом памяти жертв цунами в Таиланде. Правда, пока нет даже приблизительного эскиза скульптуры. Но можно быть уверенным: он появится в ближайший месяц.

Обозревателю «Новых Известий», пришедшему на представление ряда новых произведений Церетели, удалось получить весь набор будущих проектов мастера. То, что СМИ обычно получают порциями, здесь разложено в полном объеме – все предполагающиеся к реализации в 2005 году скульптуры и ансамбли. Кроме того, в наборе документов – переписка Зураба Церетели с Генеральным директором ЮНЕСКО, его объяснение нью-йоркского монумента, планы Академии художеств и список выставок в музеях под патронатом президента.

Противники Церетели сколько угодно могут говорить о его гигантомании, о банальности ходов и использовании государственных постов в личных целях. Но факт остается фактом: за неистовым Зурабом никто не может угнаться – сегодня он открывает в своих музеях биеннале современного искусства, завтра заканчивает монтаж скульптуры Шувалова у нового корпуса библиотеки МГУ, послезавтра ведет переговоры с украинскими властями о своем монументе в честь Ялтинской конференции трех вождей в Крыму. На встрече с журналистами, случившейся в конце прошлой недели в особняке на Большой Грузинской (раньше там располагалось посольство ФРГ, теперь мастерская художника), Церетели постоянно сетовал: «Вот я сейчас с вами беседую, а должен был бы работать. Вот вы уйдете, и я наконец возьмусь за свои проекты».

У нынешнего Церетели наблюдается явная склонность к темам актуально-политическим. Если раньше он просто украшал Москву и делал монументы историческим личностям, то сегодня он живо отзывается на все мировые события и рассылает свои проекты в разные точки мира. Любая катастрофа не остается без его внимания. Последнее тому подтверждение – уже упомянутый монумент жертвам цунами.

При нечеловеческой энергичности и продуктивности Церетели, в последние годы почти половина его проектов остаются только на бумаге и в моделях. Заказчики пугаются их размеров, просят уменьшить монумент или попросту отказываются от услуг художника. Так случилось в Америке, в Нью-Йорке, где в сентябре 2004 года Зураб Константинович всерьез рассчитывал установить свою «Слезу скорби», посвященную жертвам террористов. Управление района в Нью-Джерси, располагающегося напротив Манхэттена, сначала согласилось принять эту 30-метровую стелу, а потом заморозило работы, объяснив это тем, что «памятник неоднозначно воспринят общественностью и требует обсуждения». Но наш художник не унывает. В интервью «Новым Известиям» он рассказал, что рассчитывает на монтаж к сентябрю 2005-го. Куда как сговорчивей оказываются московские власти: почти в полном распоряжении Зураба Церетели Поклонная гора, где к 60-летию Победы появятся новые монументы-стелы. Но самая горячая территория – район Нижние Мневники (между парком Фили-Кунцево и гребным каналом в Крылатском), где за семь лет художник намеревается возвести Детский парк чудес. Это будет наш аналог «Диснейленда», который в три раза больше любого стандартного Дисней-парка на всей планете. Судя по плану, российский парк будет сильно напоминать ВДНХ: в центре возведут павильон с огромным стеклянным глобусом вместо крыши, а от него солнечными лучами будут расходиться дорожки к другим корпусам. По сведениям «Новых Известий», в настоящий момент Зураб Церетели придумывает символ своего парка: некоего зверька или фантастического героя, который, как Микки-Маус, станет ассоциироваться с российским «Диснейлендом». Начало реализации проекта – 2005 год.

Среди множества проектов и планов «пятилетки» Церетели остановимся на основных.

Среди них памятник 60-летию конференции антигитлеровской коалиции в Ялте. Бронзовую скульптуру сидящих Черчилля, Рузвельта и Сталина предполагается установить в Ялте летом. Размеры 2 на 3 метра.

Монумент, посвященный борьбе со СПИДом средствами искусства. Бронзовая спираль с обнаженными фигурами мужчины и женщины. Высота – 7 метров. Место установки пока не определено. Но переговоры с директором ЮНЕСКО Коитиро Мацууро ведутся.

Монумент «Слеза скорби» в память о жертвах теракта в Нью-Йорке. 30-метровая стела со слезой в расщелине должна быть установлена на специальной площадке напротив Манхэттена к сентябрю этого года.

Памятник женам декабристов. Ансамбль из бронзовых скульптур, изображающий жен, идущих за мужьями в ссылку. Место установления – Екатеринбург.

Монумент Архимеду. Огромная арка, внутри которой статуя античного философа. Памятник создан для итальянского города Сиракузы.

Монумент в память о жертвах Беслана. Дети, превращающиеся в ангелов. Около двадцати метров высотой. Ведутся переговоры о его установке на месте разрушенной школы.

Всего же в списке последних творений и предполагаемых монументов Церетели насчитывается примерно 35 пунктов. Между тем сам Зураб Константинович считает, что этот год для него не самый активный: в Москве ни один из его памятников не появится! Зато, по словам художника, у него будет возможность сосредоточиться на общественной работе.




Церетелиленд

"