Posted 1 ноября 2010,, 21:00

Published 1 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:41

Updated 8 марта, 06:41

В тоске по Райкину

В тоске по Райкину

1 ноября 2010, 21:00
В тоске по Райкину

В Русском музее открылась фотовыставка, посвященная культовым фигурам Советского Союза 1960–1980-х годов: артисты, спортсмены, политики, художники и литераторы, пользовавшиеся широкой известностью. Были ли они для своих современников тем, что манифестируется ныне термином «икона», судить сложно, впрочем, и не особенно важно. Главный посыл устроителей выставки: заглянуть в ушедшую эпоху.

Когда-то на территории СССР не было глянцевых журналов с постановочными фотосессиями. Однако особенности киноиндустрии были таковы, что фраза «проснуться знаменитым» имела серьезную подоплеку. Так «проснулась» однажды Екатерина Савинова – простодушная Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра» (портрет Фроси представлен в экспозиции). Рядом с Фросей соседствуют герои фильмов «Никто не хотел умирать» и «Мне двадцать лет»: «киношная» составляющая экспозиции самая многочисленная, самая узнаваемая и экспрессивная. Регимантас Адомайтис, Донатас Банионис, Вера Глаголева, Анатолий Солоницын, Юрий Яковлев запечатлены в перерывах между съемками и кажется, что мы еще многого не знаем о той «черно-белой» эпохе, в ней много таинственного, недосказанного.

Такое же «послевкусие» оставляют и снимки, выполненные фотокором «Советского экрана» Андреем Князевым, который освещал московские кинофестивали (счастливая возможность наблюдать за актерами всех стран и континентов со стороны), что вкупе со страстью к кино (Князев пытался повторить в фотографии технические приемы операторов) сделали его известным мастером жанровой фотографии. Он редко снимал тружениц советских колхозов и крановщиц. Гораздо чаще в его объектив попадали актрисы, которые были не очень-то похожи на советских женщин: Марианна Вертинская, Светлана Светличная, Лариса Лужина… Даже сугубо постановочный кадр, в котором Людмила Хитяева держит сигарету («Портрет курящей женщины»), смотрится как стоп-кадр из голливудского кино. И не имеет значения, что кино это черно-белое. Много на выставке портретов советских кумиров, которых давно уже нет в живых (в их числе – Аркадий Райкин) и которых сегодня очень не хватает публике.

Символом же экспозиции вполне могла бы стать датированная 1970 годом фотография футбольного вратаря Алексея Хомича. Ее автор, скончавшийся в прошлом году знаменитый спортивный фотограф, трехкратный обладатель самой престижной в мире фотопремии World Press Photo Игорь Уткин. На футбольном поле фигура человека под огромным зонтом, стена дождя, угадываются очертания трибун. Такие же размытые, как и очертания минувших дней, десятилетий, которые не более чем иллюзию сохраняет для потомков искусство фотографии.

"