Posted 1 июля 2008,, 20:00

Published 1 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:08

Updated 8 марта, 08:08

«Спасибо, папа!»

«Спасибо, папа!»

1 июля 2008, 20:00
Церемония вручения театральной премии «Хрустальная Турандот» прошла в понедельник вечером в Третьяковской галерее. На этот раз было решено не вручать приз за лучшую мужскую роль. Зато хрустальную кеглю-приз «За честь и достоинство» получили аж два театральных мэтра – актер «Современника» Игорь Кваша и сценограф Борис М

Театральные премии можно поделить на премии-медали и премии-подарки. Первые выдаются за победу на фестивале или в сезоне. В этом случае жюри долго оценивает номинантов и, наконец, выбирает лучших. Мнения публики, критики и жюри при этом часто расходятся, и возникает поле для спора о профессиональных критериях и методах подхода. Когда же выдаются премии-подарки, это значит, что кто-то хочет выразить свое восхищение теми или иными постановками, актерскими работами, сценографическими шедеврами. Эти премии, как любой подарок, субъективны и прихотливы. Обсуждать, за что выбран тот или иной претендент – не имеет смысла. Капризная и прекрасная китайская принцесса Турандот (Мария Аронова стала лицом премии) оглашает свой выбор, от которого вполне можно оторопеть, но спорить с которым бессмысленно. В конце концов, сердцу принцессы точно не прикажешь, а уж учредителю премии Борису Беленькому тем более. Большую хрустальную статуэтку вручают по велению сердца, и к ней в качестве главного подарка прилагают музыкальный номер – барабанную дробь суворовского оркестра, балалаечные переборы или песню в исполнении Тамары Гвердцители.

Церемония-2008 шла по накатанному пути с некоторыми вариациями. Премию за лучшую женскую роль получила Александра Захарова, сыгравшая Агафью Тихоновну в ленкомовской «Женитьбе». Держа в руках статуэтку, артистка наклонилась к первым рядам, где сидел Марк Захаров, с прочувствованным: «Спасибо, папа!»

Премию за лучшую мужскую роль по итогам уходящего сезона решили никому не давать. Хотя даже в кругу той же «Женитьбы» и Олег Янковский, и Александр Збруев, и Леонид Броневой, и Сергей Чонишвили исполнительнице гоголевской невесты явно не уступали. Да и в спектаклях-лауреатах было несколько бесспорных претендентов на «Турандот». Но без объяснения причин на этот раз женихов мужского пола принцесса оставила без своей хрустальной благосклонности.

Зато в номинации «Лучший спектакль сезона» оказалось аж два лауреата (особенно удивляет сие обстоятельство на фоне единогласных стонов по поводу удручающей бедности московского сезона). Оглашая списки достоинств постановки МХТ «Конек-Горбунок» и спектакля «Берег утопии» РАМТа, Мария Аронова и Федор Добронравов преимущественно упирали на огромные затраты материальных и людских ресурсов в обеих постановках: десятки действующих лиц, сотни пошитых костюмов. Театры за ценой не постояли, и логично, что вложенные усилия просто необходимо вознаградить. Обе премии получали внушительные команды исполнителей. Правда, режиссер «Берега утопии» Алексей Бородин посетовал, что отсутствуют несколько исполнительниц, поскольку рожают. А Сергей Медведев (исполнитель роли Конька-Горбунка) сообщил, что режиссер Евгений Писарев и руководитель театра Олег Табаков отсутствуют на церемонии в связи с гастролями. «Конек-Горбунок» получил еще и премию за лучшую сценографию. Вручая Зиновию Марголину статуэтку, шеф-редактор информационного спонсора премии – журнала «Театрал» (Издательский дом «Новые Известия») Ксения Ларина отметила, что «сценография так хороша, что актеров просто не замечаешь».

Выйдя за призом «За лучшую режиссуру», Кама Гинкас признался, что «Роберто Зукко» был самой неприятной работой в его жизни, что он не знал, как ставить пьесу, и если что-то получилось, то только благодаря актерам. «Лучший дебют» вручили спектаклю Театра наций «Шведская спичка», и руководитель театра Евгений Миронов уверил создателя спектакля Никиту Гриншпуна, что его команда – желанный гость на сцене Театра наций.

Самый трогательный специальный приз – «хрустальный росток» получил «Театр простодушных», в котором играют артисты с синдромом Дауна.

"