Posted 1 марта 2006,, 21:00

Published 1 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

Цветок счастья

Цветок счастья

1 марта 2006, 21:00
В филиале Третьяковки на Крымском Валу открылась выставка «Русский символизм. Голубая Роза». В советские времена ее бы окрестили упаднической и дегенеративной. Сегодня она с успехом прошла в Брюсселе и станет явным хитом Москвы.

Выставка со странным названием «Голубая Роза» прошла в Москве в 1907 году и вызвала восторги современников. Это был проект, задуманный последователями мечтательного живописца Борисова-Мусатова, который стал московским ответом питерским декадентам. Стены залов были обиты в серо-голубой цвет, и на них висели картины в той же гамме – все они навевали сладкие грезы и туманные сновидения. Лидеры нового движения – Павел Кузнецов и Петр Уткин – довели до конца дело первых символистов (к которым, например, относился Врубель). Они превратили живопись почти в цветные пятна, в набор меланхоличных мелодий. Сам знак движения – Голубая Роза – говорит о том, что их картины нельзя мерить мерилом реализма (правда, первая выставка этого сообщества состоялась в Саратове с более приземленным заголовком «Алая Роза»).

Под влияние «голуборозовцев» попадали даже авангардисты и советские реалисты. Малевич, например, оставил яркие воспоминания об этом направлении. Сами мастера – Уткин, Сарьян, Кузнецов – трудились уже в советское время и попытались приспособить свой декоративный стиль к нуждам соцреализма. Сегодняшняя выставка Третьяковки изначально готовилась для западного зрителя на бельгийском фестивале Европалия. Кстати сказать, именно под влиянием «Синей птицы» бельгийского символиста Метерлинка наши художники открыли мистику синего цвета. К сожалению, приехав в Москву, она растеряла ряд экспонатов и свой размах. Но даже в таком виде экспозиция символистских картин начала ХХ века с экзотическими цветами прекрасно сочетается с первыми весенними днями Москве и может отвлечь от надоевшей слякоти на улицах.

"