Posted 31 августа 2003,, 20:00

Published 31 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Лето без нас

Лето без нас

31 августа 2003, 20:00
Эдинбургский международный театральный фестиваль обошелся без российских актеров и режиссеров

В минувшие выходные закрылся Эдинбургский международный театральный фестиваль. В отличие от прежних лет россиянам на нынешнем празднике места не нашлось. А если вспомнить, что Авиньонский театральный фестиваль, где русских ждали, не состоялся вовсе, то можно сказать уверенно: театральное лето в Европе прошло без нас.

Так уж случилось, что в этом году Эдинбургский международный фестиваль стал уникальным. Его главный и, пожалуй, единственный конкурент – фестиваль во французском Авиньоне – был отменен из-за забастовок театральных профсоюзов. Зато в тихой столице Шотландии театралы всех стран отыгрались от души: до сих пор власти города убирают с улиц битое стекло, банки из-под пива и колы, тонны бумажного хлама, обрывки афиш и декораций. Ведь завтра сюда вернутся коренные обитатели столицы, традиционно убегающие на месяц из города, подальше от карнавального шума.

Как водится, фестивальная программа была поделена на две неравные части. С одной стороны, небольшая официальная, куда приглашают только лучших из лучших. С другой – неофициальная (то есть «Фринж»). Среди счастливчиков этого года в официальной программе отметился испанский режиссер Каликсто Биеито, который показал свою драматическую версию шекспировского «Гамлета». Другие участники официоза – балет Сан-Франциско, а также оперный режиссер Тим Олбери и дирижер Ричард Армстронг, показавшие грандиозную оперную тетралогию «Кольца нибелунга» Рихарда Вагнера.

В девяностых годах, когда Россия была в моде, на официальную часть в Эдинбург приглашались и русские музыканты уровня Валерия Гергиева и Юрия Башмета. Но теперь нашим не нашлось места даже на «Фринже», куда можно попасть, заплатив всего 600 долларов взноса за участие. В графе «русские» на фестивале числился лишь театр Антона Адасинского «Дерево», который привез в Шотландию спектакль «Острова в океане», но, увы, никаких премий ему за это не дали. Видимо, «Острова» понравились меньше, чем спектакль «Однажды...», который 5 лет назад был награжден первой премией «Фринжа» (Fringe first) и специальной наградой Herald Angel. Однако Адасинский уже давно живет в Германии, и «Дерево» – театр, который стал интернациональным. Правда в том, что мода на русский театр прошла, хотя не прошла мода на Россию.

Так, самым большим скандалом Эдинбурга в этом году стала гротескная музыкальная постановка «Вечер с Джо – мюзикл Сталин» двадцатидвухлетнего выпускника Кембриджа Джеймса Стивенса. Шокированы были не только зрители, но и критики. Еще никому раньше не приходило в голову глумиться не только над главой иностранного государства, но и над жертвами репрессий. По словам режиссера, его очень заинтересовала личность Сталина, которого он называет «очаровательным психопатом». В спектакле актеры разухабисто поют о ГУЛАГе и выражают сожаления «миссис Сталин». А похороны советского лидера вообще проходят в стиле балаганного «Мулен Руж» – в сопровождении хора, восторженно поющего о влюбленности в «милого Сталина». На негодование публики молодой режиссер заявил, что «хотел уйти от понимания истории как собрания сухих фактов и рассказать простую человеческую историю». «Мы не преуменьшаем ужасы режима, мы только пытаемся заставить людей задуматься», – отметил Стивенс. Обидно лишь одно, что в отсутствие русского театра о русских «заставляют задуматься люди», ничего не понимающие в российской истории и культуре.

"