Posted 1 мая 2017,, 06:32

Published 1 мая 2017,, 06:32

Modified 8 марта, 02:03

Updated 8 марта, 02:03

Конструктивизм тоже пойдет под снос?

Конструктивизм тоже пойдет под снос?

1 мая 2017, 06:32
Защитники архитектурного наследия публикуют информацию о том, что в связи с законопроектом о реновации в Москве могут пострадать жилые кварталы 1920-х годов, - беспокоится московская The Art Newspaper

Вечером 27 апреля куратор галереи «На Шаболовке» и основательница Центра авангарда Александра Селиванова опубликовала на своей странице в Facebook информацию о том, что жилой квартал 1920-х годов на Дубровке, а также еще несколько жилых зданий эпохи конструктивизма оказались в опасности в связи с законопроектом о реновации, который уже прошел первое чтение в Госдуме. На фотографии из префектуры, приложенной к записи, виден плакат, где вместе с несколькими пятиэтажками, построенными в середине века, в районе 1-й Дубровской улицы выделены цветом дома конструктивистского квартала по четной стороне.

Ниже приведена цитата мэра Москвы Сергея Собянина: «При детальном обследовании этих домов стало очевидным, что отремонтировать их невозможно».

Градостроительный ансамбль поселка Дубровка — выявленный объект культурного наследия. Александра Селиванова пишет, что «19 апреля на встрече главы управы с населением была показана карта района, на которой выделены дома, предполагаемые под снос. Дома всего поселка были выделены. Сейчас в управе Южнопортового есть журнал для сбора мнений: кто за, кто против. Да — и подписи собирают, несмотря на то что по факту нельзя рассматривать даже гипотетическую возможность сноса выявленных памятников архитектуры».

В Москве сегодня существует примерно 26 комплексов жилых домов 1920–1930-х годов. В единый реестр объектов культурного наследия, кроме Дубровки, внесены здания Хавско-Шаболовского жилого комплекса, жилых поселков Дангауэровка и Преображенское. Летом 2016 года был снесен конструктивистский поселок на улице Погодинской в Хамовниках, построенный в то же время. Его дома эксперты сочли «рядовыми объектами 1920–1930-х годов». Ранее, в ноябре 2012 года, Комиссия по градостроительной деятельности мэрии Москвы принимала решение о сохранении поселка.

Жильцы Хавско-Шаболовского жилого комплекса, который тоже является объектом культурного наследия, сообщают в подзамочных записях в социальных сетях, что управу района буквально осаждают жители, которые протестуют против перспектив сноса: «Списков нет, уверяют, что без желания жильцов ничего не будет, но дома с деревянными перекрытиями называют “старыми” и явно намекают».

Беспокойство активистов и жильцов конструктивистских кварталов небеспочвенно. Оно вызвано, в том числе, формулировкой в законопроекте, где говорится о домах, «аналогичных по конструктивным характеристикам» зданиям «первого периода индустриального домостроения». Как сообщили эксперты в комментариях «Коммерсанту», формулировка «дает чиновникам возможность самим определить перечень серий и шифров домов “первого периода индустриального домостроения” под снос, и в итоге в список могут попасть любые здания».

Александра Селиванова в комментарии TANR объяснила, чем дороги жилые кварталы 1920-х и 1930-х годов: «Конструктивистские жилмассивы Москвы — это значимый пласт культурного и архитектурного наследия города; это образцы новаторской архитектуры, невероятного индустриального и архитектурного рывка, который осуществил СССР в 1920–1930-е годы. Эти кварталы едут смотреть иностранные туристы, это один из брендов города. Во Франкфурте, Штутгарте, Лионе подобные кварталы 1920-х годов бережно реставрируются и включаются в туристические маршруты, в Москве у Усачевки, Дангауэровки, Дубровки, Красной Пресни, Хавско-Шаболовского жилмассива потенциал такой же, если не больше. В чем уникальность этой архитектуры? В том, что это одни из первых образцов модернизма в мире, рационально, эргономично устроенное жилье, которое и по сей день не потеряло своих привлекательных качеств. Материал, из которого построены эти дома, — кирпич — выдерживает столетия. Мы хорошо помним, как трудно было сносить “аварийные” дома на Погодинской, — непросто разрушить кирпичную стену толщиной 60–70 см. Многие из этих домов прошли реконструкцию в 1960–1970-е годы, там были заменены перекрытия, пристроены лифты. Однако и там, где сохранились деревянные перекрытия, дома нельзя считать аварийными — вся Европа состоит из таких домов, и никому не приходит в голову их сносить! Я с уверенностью могу сказать, что именно эти дома 1926–1930 годов постройки — наиболее качественное и комфортное массовое жилье, строившееся в столице. Ни с хрущевками, ни с неудобными по планировкам сталинками их нельзя сравнить, не говоря уж о современных неэлитных панельках, в которые планируют переселять жертв реновации».

Оригинал здесь

"