Posted 14 июля 2021, 12:30

Published 14 июля 2021, 12:30

Modified 22 мая 2023, 08:06

Updated 22 мая 2023, 08:06

Новая попытка с Новой Анапой: кто и зачем будет строить город - курорт в чистом поле

14 июля 2021, 12:30
На юге России в чистом поле собираются строить туристический кластер, - «Новую Анапу» на днях анонсировал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Чиновники обещают: курорт не будет уступать Турции и Египту, а треть территории займет «Голливуд».

Юлия Сунцова

Зампред российского правительства Дмитрий Чернышенко вместе с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым и мэром Анапы Василием Швецем в начале месяца провели выездное совещание на берегу Черного моря в станице Благовещенской (Краснодарский край). Обсуждали изменения в городском генплане и концепцию нового туристско-рекреационного кластера, который должен появиться здесь, на участке в 800 гектаров, в перспективе 2-3 лет.

Финансирование строительства предполагается на условиях государственно-частного партнёрства. Всего планируется вложить около 250 млрд рублей, часть средств - в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» плюс инвестиции от бизнеса. «Мы определили, что корпорация "Туризм.рф" будет активным участником реализации проекта», - приводятся слова Чернышенко в сообщении пресс-службы губернатора региона.

Выходит, что сумма обсуждаемых инвестиций превышает стоимость всей трассы Таврида в Крыму (160 миллиардов) и самого Крымского моста (230 миллиардов).

Согласно презентации, большую часть средств планируется направить в строительство гостиничных комплексов (110 млрд), развлекательных (15 млрд) и спортивных (5 млрд) объектов, реабилитационного центра (5 млрд). 28 млрд руб. пойдут на создание транспортной и иной инфраструктуры,.

Ожидаемый суммарный объём налоговых поступлений от курорта оценивается в 8 млрд, а оборот средств в течение сезона – в 80 млрд руб.

Планы - конечно, амбициозные. Авторы «Новой Анапы» называют проект якорным для всей туристической отрасли страны. Ранее подобных проектов на Кубани не реализовывали, говорится в сообщении на сайте администрации Краснодарского края.

"Анапа должна стать круглогодичным курортом с рекреационными зонами, которые туристы смогли бы посещать не только в летний сезон. Инструменты национального проекта по туризму дают широкие возможности для создания туристического кластера "Новая Анапа", причем в горизонте двух-трех лет. Важный фактор при планировании курорта - это учет интересов местных жителей, природных особенностей территории с акцентом на развитие транспортной логистики", - приводятся в сообщении зампредседателя правительства РФ Дмитрия Чернышенко

"Несколько зон для отдыха, прогулок, здоровья, спорта. Вся застройка предусматривается в едином архитектурном стиле. Наша задача - создать такой проект, который будет привлекать туристов. С качественной инфраструктурой и высоким уровнем сервиса. Особое внимание уделим и транспортной логистике. Отдыхающие должны чувствовать себя комфортно с момента, когда они пересекут границы Краснодарского края, - отмечает губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

По прогнозам вице-губернатора Александра Руппеля, создание кластера позволит увеличить туристический поток в Краснодарский край на 2-3 млн. человек в год, (в 2020 году он составил 12 млн человек, в 2019 – почти 17 млн). На инвестиционные деньги также планируется построить более 50 гостиниц трех-четырех-пяти звезд, 500 малых и средних предприятий в сфере обслуживания, проект даст городу 25 тысяч новых рабочих мест, добавляет мэр Анапы Василий Швец.

Новый город займет участок на Благовещенской косе между Чёрным морем и мелководными Кизилташским и Витязевским лиманами, примерно в 25 км от аэропорта Анапы и в 90 км от Крымского моста. С федеральной трассой А-290 «Новороссийск – Керчь» курорт свяжет новая автомобильная дорога «Виноградный – Благовещенская» длиной 16 км и стоимостью 6 млрд руб.

800 гектаров – это 8 квадратных километров. Примерные габариты застройки – 4,5 на 1,7 километра. Участок превышает площадь большинства прибрежных поселков на побережье от Сочи до Тамани и сопоставима со всем туристическим центром Анапы.

Авторы идеи продвигают концепцию так называемого «10-минутного города» – компактной городской среды, где на площадках в пределах пешей доступности для туристов будет сконцентрировано максимум возможностей и инфраструктуры для полноценного отдыха. Бонусом - 10 километров набережных и пляжей (на Черном море и на лимане).

Перемещаться по "Новой Анапе" можно будет пешком и на общественных велосипедах, самокатах и электро-такси.

Рекламируется, что весь туристический кластер будет иметь 7 тематических зон, каждая отвечает за какое-то определенное направление отдыха:

  1. Отдых
  2. Здоровье
  3. Прогулки
  4. Спорт
  5. События
  6. Развитие
  7. Кино

- Про школы и детские садики, больницы и поликлиники для местных и не спрашивайте, в кластере их не предусмотрено. Во всяком случае, в проекте об этом нет ни слова. Но кластер предусматривает множество рабочих мест. Вероятно, планируется, что это будут сезонные рабочие, которые будут работать здесь вахтовым методом и нужно будет строить для них социальную инфраструктуру, - отмечает эксперт по недвижимости в Анапе Андрей Ворсов. - В целом, новое строительство, особенно если оно делается с умом, опираясь на исследования природоохранных структур, в гармонии с существующим ландшафтом – это здорово! Тем более, что Новая Анапа избавлена от главного недостатка "старой" Анапы – огромного количества водорослей на пляжах. Утверждать, что они не появятся в дальнейшем, не берусь, так как экологи утверждают, что их образование напрямую зависит от количества и качества сточных вод. Что будет по факту, покажет время.

Региональные власти сообщают, что для строительства «Новой Анапы» уже внесены соответствующие изменения в городской генплан, назначены публичные слушания.

Насколько оптимистично можно говорить о воплощении в жизнь представленного проекта?

На практике, как ни крути, всё будет зависеть от размеров выделенных из федерального бюджета средств.

В прошлом Краснодарский край уже выдвигал похожую инициативу по созданию на Благовещенской косе особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «Новая Анапа» стоимостью примерно в 2 млрд евро. Идея просуществовала в период с 2007 по 2010 г. и была досрочно закрыта из-за отсутствия госфинансирования и слабого интереса к ней со стороны инвесторов.

- Каждый состав российского правительства считает своим долгом анонсировать какой-то масштабный проект в области туризма. До «Новой Анапы» были, например, «Курорты Северного Кавказа». Никаких оснований предполагать, что новое начинание окажется более успешным, чем предыдущие, однако, нет, - отмечает в комментарии "НИ" политолог Аббас Галлямов.

- На курортах принято делать всякие развлекательные и увеселительные места. Чего встрепенулись-то все? Кого с земли сгоняют – вот это отдельный вопрос. И давайте всё же возвращаться к этим вопросам, когда увидим реальные деньги, когда они будут выделяться не в чьих-то головах и не только на бумаге. Ага, сейчас разбежались и выделили 250 млрд Анапе. Просить не вредно, как говорится, - комментирует профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ Наталья Зубаревич.

- Первое - с одной стороны, Анапе, наверно, инвестиции и масштабная реконструкция не повредили бы. Сравнивая ее с другими курортами Черноморского побережья, видно, что проблемы там застарелые и их реально надо решать, - говорит политолог, эксперт в области региональной политики Александр Кынев. - Но лично я в Анапу не поеду, только в гробу, и мне плевать, как через три года она будет выглядеть. «Русский Голливуд» в станице Благовещенской – это то же самое, как и очередные наполеоновские планы Роскосмоса. Когда их озвучивают, все посмеиваются и понимают, что этого не будет никогда. Не будет никакого «Русского Голливуда», потому что этого не дают сделать российский рынок, российская экономика. В это могут верить только люди, которые никогда не видели ничего лучшего и это им не грозит. Хотя, наверно тем, кто всё время выбирал между Анапой, Геленджиком, Сочи и Алупкой и понравится. Но те, кто хоть раз в жизни видели нормальные курорты, туда не отправятся ни за какие деньги. Спасибо - только по приговору суда...

Всего через неделю после визита вице-премьера Чернышенко на место предполагаемого строительства туристического кластера местные жители в станице Благовещенской перекрыли въезд на пляж бетонными блоками и цепями. Для возможности продолжить путь они требовали с отдыхающих по 200 рублей. На заграждениях появилась и табличка «Казачий пляж». Сбор денежных средств неизвестные в солнцезащитных очках мотивировали якобы тем, что около моря они организовали парковку, которую охраняют и очищают от мусора. Возмущенные туристы опубликовали видео с предпринимателями-нелегалами в социальных сетях, которым уже заинтересовалась полиция.

- Ни с какими курортами Турции, Египта и Европы Анапа конкурировать, конечно, не сможет. «Станица Благовещенская займет конкурентные позиции на международном туристическом рынке» – это даже звучит смешно и нелепо. Не сможет Анапа конкурировать просто из-за географического положения – оно не изменится от количества инвестированных государством денег. Зимой и осенью там делать нечего. Климат другой, длительность сезонов другая, море и качество пляжей несопоставимое, - считают бывалые туристы.

Можно возразить, что люди едут в туристические места не только за благоприятным климатом. Действительно, они едут не на качество укладки кафеля в номерах смотреть, они едут еще и за культурой, историей, окружающей средой, кухней – одним словом за атмосферой. Когда мы говорим про Италию – мы представляем себе не только море, правда? Атмосфера не строится ни за какие деньги. Никакой конкурентноспособности тут не может быть от слова совсем. Если ты остаешься на морском побережье в Российской Федерации – это, как правило, унылая, безрадостная, пессимистичная жизнь вокруг, – подытоживает Александр Кынев.

Однако пессимизм одних натыкается на вполне успешные проекты последних лет. Взять, например, Красную Поляну, куда едут и тысячи тех любителей гор и лыж, которые раньше помышляли только об Альпах. Да и миллионы невыездных (по разным причинам) россиян готовы и дальше отдыхать "на югах", - были бы, как говорится, адекватные их вкусам и кошелькам предложения.

Так что в любом случае проект упирается в госфинансирование и, скорее всего, интересы госкорпораций и крупных российских компаний в Новой Анапе.

Подпишитесь