Posted 22 мая, 10:58

Published 22 мая, 10:58

Modified 22 мая, 11:00

Updated 22 мая, 11:00

Эмоциональный интеллект: во сколько лет дети учатся сопереживать?

Развитие эмпатии: с какого возраста дети начинают понимать чужие эмоции

22 мая 2024, 10:58
Фото: Изображение Midjourney
Эмоциональный интеллект: во сколько лет дети учатся сопереживать?
Распознавание эмоций — важный этап в развитии ребенка. Умение понимать чувства других людей помогает выстраивать гармоничные отношения, сопереживать и эффективно взаимодействовать в социуме. Психологи МГППУ рассказали, с какого возраста дети могут распознавать эмоции окружающих.

Александр Куманев

Исследователи Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) провели серию экспериментов, чтобы выяснить, с какого возраста дети начинают понимать чужие эмоции, как помочь им эффективнее развивать эмпатию. Психологи отметили, что существующие методы оценки эмоционального развития не учитывают важные возрастные особенности.

Дети могут знать, как выглядит грустное или веселое лицо, уметь назвать эти эмоции, но не всегда использовать это знание, чтобы понять ситуацию, сопереживать или помочь другому человеку. В то же время недостаточно просто научить ребенка различать грусть от радости, показывая картинки. Важно, чтобы ребенок мог использовать эту информацию в реальной жизни, применяя ее в общении со сверстниками и взрослыми.

В эксперименте приняли участие 99 детей разных возрастов — от 3 до 7 лет, чтобы проследить динамику развития эмоционального интеллекта. Сначала им показывали картинки с лицами, выражающими разные эмоции. Уже в 5 лет большинство детей могли группировать картинки по эмоциям, а не только по цвету или полу, что говорит о развитии способности различать чувства.

Затем детям показывали картинки с нереалистичными, противоречивыми ситуациями: например, девочка смеется на фоне пожара. Дети 5-6 лет часто не замечали несоответствие эмоций ситуации, воспринимая картинку буквально. А вот дети 6-7 лет уже могли объяснить, почему ситуация нереалистична: «Девочка должна грустить, ведь пожар — это страшно и опасно. Ей должно быть грустно, что дом горит».

С этой задачей успешно справились 54% детей конца дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте правильно определили несоответствие лишь 18% участников исследования, но большинство из них объяснили свой выбор случайными факторами и особенностями картинок.

Результаты показали, что понимать эмоции — не просто знать, как они выглядят, и назвать их. Важно уметь использовать эту информацию в реальной жизни, применяя ее для анализа ситуации и прогнозирования поведения. Детям нужно не просто объяснять, что такое радость или грусть, а давать возможность действовать, опираясь на эти знания, проигрывать различные ситуации, учиться сопереживать.

Чтобы глубже изучить этот аспект, ученые провели еще один эксперимент. В одной группе дети просто знакомились с эмоциями — читали книжки про чувства, разыгрывали сценки, обсуждали разные эмоции. В другой группе дети моделировали различные ситуации с помощью игрушек, которые обозначали разные эмоции — радость, грусть, гнев, страх. Дети учились понимать, как эмоции влияют на поведение людей, как можно реагировать на разные ситуации, учитывать чувства другого человека.

В результате оказалось, что дети из второй группы, которые обучались через моделирование ситуаций, лучше понимали эмоции других, чаще проявляли заботу и помощь в реальной жизни, стараясь поддержать и утешить сверстника. Исследователи также сделали интересное наблюдение.

«Первое, что привлекает внимание при рассмотрении результатов, — это то, что почти половина детей, которые могут учитывать, понимать эмоциональные состояния другого, а вслед за этим и оказывать ему помощь, поддержку и пр., в ситуации присутствия взрослого такие способности не демонстрируют», — говорится в опубликованном исследовании.

Ученые решили разобраться в этом вопросе в будущем, но предположили, что в присутствии взрослого дети старшего дошкольного возраста начинают испытывать неуверенность в выборе действий, особенно в ситуациях с жестким контролем.

К каким выводам пришли детские психологи

«В целом, приведенные результаты исследований позволяют говорить о том, что только на седьмом году жизни больше половины детей не только ориентируются на эмоциональные состояния другого человека, но и используют их как средство решения проблемной ситуации» — объяснила кандидат психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования» МГППУ Елена Ягловская.

Чтобы ребенок научился понимать эмоции, ему нужно не просто объяснять, как они выглядят, и учить называть чувства. Важно создавать условия, где он сможет применять эти знания в реальных ситуациях, моделировать различные сценарии взаимодействия, развивая эмоциональный интеллект. Это поможет ему стать более чутким, внимательным и отзывчивым человеком, способным понимать других и строить гармоничные отношения.

Что говорят другие исследователи?

Группа американских психологов ранее установила, что дети могут распознавать такие сложные эмоции как разочарование или гордость в возрасте четырех лет. Сами же они начинают понимать, что испытывают эти чувства, с пяти лет. Результаты исследования опубликованы в The Journal of Experimental Child Psychology. Его участниками стали 144 ребенка в возрасте от 3 до 6 лет.

Швейцарские ученые решили проверить, насколько хорошо малыши понимают эмоции. Для этого они показывали шестимесячным детям разные лица: веселые, сердитые. Перед тем, как показать лицо, малышу давали послушать голос: радостный, сердитый или нейтральный. Оказалось, что если малыш слышал радостный голос, то он дольше смотрел на сердитое лицо, как будто удивлялся, что оно не совпадает с услышанным.

Этот эксперимент показал, что уже в полгода малыши способны не просто различать эмоции, но и понимать их вне зависимости от того, как они представлены: голосом или выражением лица. Получается, что радость для малышей — уже нечто большее, чем просто веселое лицо или смех. Это чувство, которое они начинают понимать и узнавать в разных проявлениях. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS One.

"