Posted 21 декабря 2023,, 11:34

Published 21 декабря 2023,, 11:34

Modified 21 декабря 2023,, 12:38

Updated 21 декабря 2023,, 12:38

Автомобиль как роскошь: почему москвичи пересаживаются на общественный транспорт

Автомобиль как роскошь: почему москвичи пересаживаются на общественный транспорт

21 декабря 2023, 11:34
Ирина Мишина
Фото: sportishka.com
Автомобилей в Москве стало в разы меньше — их число сократилось на 130 тысяч. Эти сенсационные данные подтвердили в дептрансе столицы. Автомобили постепенно переходят в категорию роскоши, но причины не только в этом. Что будет с автотранспортом в столице в перспективе?
Сюжет
Метро

По данным дептранса Москвы, в уходящем году ежесуточно по дорогам города передвигалось в среднем около 2,84 млн автомобилей. Это намного меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Если же сравнивать с 2019 годом, то на дорогах столицы стало меньше на 230 тыс. машин — тогда их выезжало ежесуточно 3,07 млн. Общее число дней, когда фиксировалась «высокая загруженность», сократилось за год на 28%.

Общественный транспорт: быстрее и доступнее

Причин сокращения числа машин в Москве несколько. Чиновники, разумеется, связывают этот тренд с ростом популярности городского транспорта: автомобилисты все чаще оставляют «железных коней» дома и пользуются метро. Некоторые эксперты усматривают в сокращении числа авто и сезонные причины.

«Многие машины на зиму ставят, число машин сокращается и в снегопад, к тому же стоимость парковок сильно возросла. Личный автотранспорт используют чаще всего сезонно, весной появятся эти „подснежники“, — считает Тарас Шевченко, председатель исполкома межрегионального профсоюза автотранспорта.
«Причин много. Первое — это увеличение стоимости автомобилей. Выросла и стоимость проезда в такси. На этом фоне общественный транспорт действительно становится более привлекательным, и стоимость его растет незначительно. Число станций метро увеличивается, БКЛ решает проблемы там, где доступность транспорта была не лучшая. Часть автомобилистов в этой связи пересела на общественный транспорт. Это лучше и быстрее, и без пробок к тому же», — заявил «НИ» зам. руководителя Общественного совета при Минтрансе Илья Зотов.

Напомним, в этом году были введены два новых диаметра — МЦД-3 (Зеленоград—Раменское) и МЦД-4 (Железнодорожный—Апрелевка). Сегодня они ежедневно перевозят 640–650 тыс. пассажиров. Ближайшие к диаметрам дороги в результате стали свободнее на 5–15%, подсчитали в дептрансе. В марте завершилось строительство Большой кольцевой линии, открыты последние девять станций, кольцо замкнулось. Ежедневно БКЛ используют 1,1 млн пассажиров. В дептрансе также говорят, что москвичи чаще пользуются такси: количество поездок с 2019 года выросло на 61%, и это несмотря на рост стоимости поездок.

«Создается доступная альтернатива личному автомобилю — городской транспорт с каждым годом становится удобнее. При этом провозной запас создан на десятилетия вперед», — считает вице-мэр Москвы Максим Ликсутов.

Кстати, не лишне вспомнить, что в 2017 году вице-мэр заявлял, что для «комфортного проезда» по городу количество ежедневно выезжающих машин не должно превышать 3,05–3,1 млн — на тот момент их было 3,6 млн. Сейчас мечта Максима Ликсутова кажется сбывается.

Автомобиль — роскошь, а не средство передвижения?

«Я не думаю, что сократилось число автомобилей. Сократилось использование автомобилей, — считает координатор движения „Синие ведерки“ Петр Шкуматов. — Грубо говоря, машины остались у людей, но ездить на них стали меньше. Бензин на самом деле не сильно подорожал. Я думаю, что одна из причин в том, что растет количество удаленной работы, сейчас многие экономят на офисах, на работу каждый день уже не ездят. Из-за этого в том числе такой эффект. Ну и стоимость автомобилей конечно сыграла роль. Стоимость нового авто сейчас в среднем около 3-х миллионов, б/ушные машины стоят около полутора миллионов. Это очень чувствительно. Стоимость бензина, кстати, не сильно выросла: литр 92-го стоит 50 рублей, литр 95-го около 55-и».

Действительно, новые автомобили за год подорожали на 24%, подсчитал Росстат. Сильнее всего выросли цены на иномарки — на 39,1%. Машины отечественных брендов стали дороже на 29,6%. Главный скачок цен произошел в марте — в среднем на 23%, хотя были повышения до 60% на отдельные модели. Средневзвешенная цена установилась сейчас на уровне чуть выше 2 млн рублей.

Сегодня покупка автомобиля — это вообще мощный удар по семейному бюджету подавляющего большинства россиян. 54% тратят на приобретение машины все сбережения, а 20% вынуждены оформлять для этого кредит в банке. Но и кредит становится фактически неподъемным после повышения ЦБ ключевой ставки.

Так, например, средняя стоимость китайских автомобилей достигла трех миллионов рублей. Китайское авто сегодня обходится в среднем в 3,4 миллиона китайский. На рынке практически нет автомобилей ценой от миллиона до 2,5 миллиона рублей.

«3,4 миллиона — это очень высокая цена для автомобиля. В среднем житель России должен будет серьезно экономить 3 года, чтобы купить такой автомобиль. Единственный способ покупки — это взять кредит. Но это тоже стало нереально после того, как првысилась клбчевая ставка. На сегодня ставка по автокредиту достигает сейчас 25-20%, то есть 750 тысяч рублей надо платить в год только по процентам. Также стоимость машины удваивается из-за утилизационного сбора и налогов», — заявил «НИ» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

АВТОВАЗ — не про нас?

В цене растут и российские автомобили. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», за 2022–2023 годы средняя цена на российские авто выросла более, чем на 33%. В Тольятти недавно представили «Vesta Cross» за 1,54 млн рублей.

Рост стоимости российских автомобилей, которому нет внятных объяснений, становится серьёзной проблемой. Понимая это, Национальный Союз защиты прав потребителей обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением ограничить максимальную наценку на новые российские автомобили, которая не должна превышать 15%.

«Сегодня стоимость отечественных автомобилей на Автовазе выросла на 40%. Эти цифры подтвердил и президент. Причина в том, что массового производства Автоваз на сегодня так и не наладил. К дороговизне машин надо прибавить и подорожавшую стоимость эксплуатации. К примеру, стоимость масла подорожала на 50%», — говорит зам. председателя ОС при Минтрансе Илья Зотов.

Согласно данным Росстата, средняя розничная цена легкового автомобиля российского производства в этом году уже составила более миллиона рублей. При средней медианной зарплате в 35−40 тысяч рублей в месяц транспортные средства становятся совершенно недоступными, причём несмотря на рост цен их потребительские качества не улучшаются, отмечают эксперты.

Причину роста стоимости отечественных автомобилей действительно понять трудно Некоторых эксперты говорят о наценках дилеров. Сегодня иностранцев на российском авторынке нет, а цены продолжают расти. Все это происходит, хотя о необходимости сделать автомобили максимально доступными для простых людей еще в конце 2022 года заявил президент. Он поручил правительству обеспечить постоянный контроль за формированием цен на автомобили «для недопущения их необоснованного повышения». Минпромторг ответил, что примет все необходимые меры, но результатов как не было, так и нет. В этих условиях москвичам, да и всем россиянам остается одно — пересаживаться на общественный транспорт.

Хотя в предновогодние дни движение в столице и в других крупных городах должно оживиться. В столичном ЦОДД заявили, что в преддверии Нового года рост поездок на автомобилях увеличится. Так, с 26 по 27 декабря на дорогах появятся дополнительно 70-80 тыс. транспортных средств. Активность снизится 31 декабря, а 1 января количество машин на дорогах столицы составит 1,26 млн.

КСТАТИ

Некоторые эксперты связывают уменьшение числа автомобилей в Москве с отьездом десятков тысяч москвичей из России. Что не исключает и аргументов экономического толка.

"