Posted 27 октября 2023,, 10:28

Published 27 октября 2023,, 10:28

Modified 27 октября 2023,, 10:30

Updated 27 октября 2023,, 10:30

Агрегаторы такси повышают цены в Москве почти вдвое, оправдывая это первым снегом

Вопрос дня: почему с первым снегом московское такси подорожало в 1,5-2 раза?

27 октября 2023, 10:28
Фото: 1MI
Агрегаторы такси повышают цены в Москве почти вдвое, оправдывая это первым снегом

Монополист на рынке такси в Москве «Яндекс» взвинтил цены вдвое

27 октября такси в Москве подорожало вдвое. Почему первый снег на самом деле не при чем и кто реально задирает цены?
Сюжет
Цены

Первый снег в городе — это не только день жестянщика, но и день таксиста. В пятницу 27 октября цены на их услуги подскочили в 1,5-2 раза. Кто виноват? Жадные таксисты? Или нет?

Такси в Москве и «Яндекс» уже стали синонимами. Год назад сервис «Яндекс Такси» занимал в столице 83,5% рынка всех услуг такси. Все остальные сервисы заказа, такие как InDriver, «Ситимобил», Maxim погоды не делают и заметного влияния на рынок не оказывают. Сами водители тоже не имеют возможности влиять на цены — их устанавливает только агрегатор. Водители могут назначать собственные цены только совсем в экстренных случаях, когда у людей паника и им уже не до заказа через приложение. Случается такое нечасто. Например, когда в июле 2014 года на Арбатско-Покровской линии метро поезд сошёл с рельс (погибли 24 человека и 271 были ранены), таксисты не стеснялись просить в 5 раз больше денег, чем обычно. Но 9 лет назад и сервисы заказа не были так развиты.

Со скачками цен на такси москвичи сталкиваются не впервые. Так, например, 20 июня 2023 года цены тоже вырастали в несколько раз. Но тогда была объективная причина — массовые перекрытия дорог. Весь город стоял в глухих пробках без возможности сдвинуться с места.

Сам «Яндекс» недавно выпустил получасовой ролик, в котором рассказывает о том, как формируется цена на поездку. Суть в том, что тариф, который состоит из стоимости подачи машины, минимальной стоимости поездки, протяжённости маршрута и времени в пути, умножается на коэффициент из-за повышенного спроса, а потом вычитаются бонусы. В общем, всё происходит автоматически для поддержания баланса спроса и предложения.

В теории всё выглядит красиво, а на практике получаем кратные скачки цен даже без экстремальных условий. Когда в городе непролазные пробки, вопросов нет. Но на этот раз снегопад не привёл к транспортному коллапсу. Вместо обещанных синоптиками 10 см снега выпало только около 2 см, утром в час-пик пробки в столице составляли скромные 5 баллов, а к 10:30 утра и вовсе рассосались до 3 баллов.

Такая политика — это фактически имущественный ценз. Нет денег на то, чтобы уехать на недешёвой машине — иди в метро. В Москве «Яндекс Такси» не допускает отечественные Lada Granta даже в тариф «Эконом». Отбор разрешённых автомобилей основывается на среднерыночной стоимости — машина не может быть слишком дешёвой, независимо от её состояния. Согласие водителя отвезти за привычную стоимость тоже никто не спрашивает. Как агрегатор скажет, так и будет.

Такая гибкая система ценообразования, как заявляют в «Яндексе», гарантирует стабильность дохода для таксистов. С точки зрения водителя, вероятно, так и есть. Всё равно он не получает всю сумму на руки. Помимо комиссии таксопарку, который предоставляет машину (использование личного автомобиля часто выходит слишком дорогим), надо ещё заплатить комиссию агрегатору заказов. «Яндекс Такси» берёт от 18% до 24% от заказа в зависимости от тарифа, плюс 5,5 рублей за программное обеспечение. Что для водителя стабильность, то для агрегатора рост выручки и прибыли.

Сектор «Райдтех», в который входят такси и каршеринг, в прошлом году принёс «Яндексу» 21% всей выручки. Больше доля только у направления «Поиск и портал» — 39%.

Подливает масла в огонь и правительство. Из-за новых правил работы такси, которые вступили в силу с 1 сентября, в некоторых регионах тарифы выросли на 44%. Замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко признал, что цены выросли в половине регионов России. Теперь и водители, и машины обязательно должны быть в реестре перевозчиков, ОСАГО должно оформляться только по тарифу для перевозчиков. Это немалые расходы: по оценке Российского союза автостраховщиков средняя стоимость полиса в прошлом году составляла 25 тыс. рублей при том, что для личного пользования ОСАГО стоило порядка 7 тыс. рублей. В Москве полис ОСАГО на некоторые машины для такси может стоить 60-80 тыс. в год. Также водители должны получать разрешение на работу, для которого надо получить аттестат на знание города, а все машины иметь специальное оформление. Раскраска автомобилей тоже в каждом регионе своя.

Ещё в начале 2023 года, согласно исследованиям Аналитического центра НАФИ, только 9% россиян могли позволить себе поездки на такси в любое время. С новыми ценами такси становится уделом избранных. Еще немного, и придется снова ловить попутки взмахом руки на дороге. А Пока возвращаемся к ситуации, когда «наши люди на такси в булочную не ездят».

"