Posted 20 октября 2009,, 20:00
Published 20 октября 2009,, 20:00
Modified 8 марта, 07:15
Updated 8 марта, 07:15
Недостатка работ или участников в этом году не ощущалось. Многим галереям, однако, пришлось изменить свою тактику, помещая рядом дорогие работы известных художников, как скажем, Луиз Буржуа за полтора миллиона долларов, и менее раскрученные, а следовательно, более доступные.
Многие галереи зазывали посетителей яркими плакатами и цитатами про кризис, вроде «Да здравствует капитализм» и «Нам нужны ваши деньги». Датский коллектив Superplex пошел дальше пропагандистских лозунгов и снял целый фильм, в котором гипнотизер учит зрителей справляться с кризисом с помощью самовнушения и рассказывает о невидимых агентах экономического кризиса вроде Джорджа Сороса. Мантра «покупай, покупай, покупай», несмотря на общую заунывность посыла, оправдывала себя. Зомбированные покупатели приобретали и Херста, и Эда Руша, и других, менее известных художников.
К тому же самим организаторам пришла в голову гениальная идея: целую секцию под названием Frame («Рамки») отдали на откуп молодым дилерам. 29 галерей представляли одного из своих художников. Например, галерея Ancient & Modern представляла Алана Кэйна с любимыми вещицами его мамы – фарфоровыми куклами, глиняными овцами, коллажами семейных фотографий.
Не обошлось и без неловких ситуаций: польская художница Моника Сосновска, один из хедлайнеров ярмарки этого года, грозившаяся возвести копию варшавского дворца культуры (шедевра советского китча), отозвала свою работу в самый последний момент, сочтя ее фальшивой. И то правда – настоящий китч не подделаешь.
Впрочем, что такое китч? Целые четыре работы на выставке были посвящены Майклу Джексону, с которым наше подсознание все никак не может расстаться. «Черные пузыри» Джонатана Монка, шелкография «Майкл» Гэри Хьюма, «Майкл Джексон, Красный» Пола МакКартни, «Архангел Михаил: Ни одно послание не могло быть яснее» Дэвида ЛаШапелль – на любой, что называется, кошелек. А румынский художник Адриан Гени поделился планами создать девять портретов Элвиса Пресли, но на Frieze представил лишь автопортрет в образе Пресли, объяснив со смехом: «Это как если бы Элвис говорил с ужасным восточноевропейским акцентом». Тема «Я и король» смахивает на чистой воды шарлатанство.
Кстати, на проходивших 15 октября в рамках Frieze Art Fair дебатах о мифах в современном искусстве поднимались вопросы элитарности и шарлатанства – дескать, искусство не имеет отношения к настоящему миру, царят в нем неучи, обманывающие публику, а прославленные имена коррумпированы и бездарны. Арт-критик ведущей британской газеты Guardian Адриэн Серль рассказывал, как еще недавно в редакции ему приходилось сражаться за каждый материал, посвященный современному искусству, как он доказывал, что видеоарт – тоже часть современного культурного ландшафта. Современное искусство обвиняют в непонятности, глупости, массовости, пропаганде насилия, элитарности... Но ведь даже рыбалка требует определенных знаний о поведении рыбы и креплении крючка, что уж говорить о высоких материях!
Действительно, современное искусство требует подготовки: как моральной (не всякий выдержит без смеха созерцание синих черепов и ящерок Дэмиэна Херста или птичьих чучел Полли Морган, или распятого примата Поля Фраера), так и художественной (ведь многие работы являются парафразом на классику, та же «Оранжевая Мона Лиза» Иды Аппельбрук, например).
Из звезд к восприятию искусства оказались подготовлены Кэйт Мосс, Александр МакКуин, Стелла МакКартни, Валентино, Лили Аллен, Гвинет Пэлтроу, Том Тэйлор из Duran Duran и даже Роман Абрамович, посетившие выставку.