Однако некоторые фермеры, хоть и вынуждены сталкиваться с бюрократией и другими сложностями взаимодействия с государством, не так категоричны в оценках, и даже с пониманием относятся к выстроенным барьерам. Вот что рассказывает фермер из Воронежа Никита Токмаков .
- Есть отдельные отрасли, куда государство хочет фермеров подтолкнуть. Например, в Воронеже это органическое земледелие – если ты занимаешься им, тебе точно помогут, ты добьешься льгот. В Крыму фермеры берут господдержку на животноводство: там сейчас непросто, и Крым готов поддерживать все, что угодно. У нас же в средней полосе России животноводство достаточно развито, и, если ты хочешь заняться животноводством, непросто будет получить поддержку. Конечно, идея узкой специализации господдержки правильная в какой-то мере. Но новым фермерам, которые только начинают – им очень сложно. Потому что им нужна куча документов, им надо знать кучу бюрократических нюансов. И однозначно им нужны субсидированные кредиты – ибо нужны оборотные средства, чтобы работать. Сельское хозяйство — это не то, чтобы купил, продал и деньги получил. Нет, ты вкладываешь, и через год вырастет – ты получаешь деньги.
Администрировать из Москвы выдачу субсидий каждому фермеру действительно непросто, но спускать полномочия на региональный уровень тоже, как оказалось, не лучший вариант. Вроде и господдержка есть, но воспользоваться ею в реальности оказывается непосильной ношей. Пока фермеры тонут в бумагах и остаются один на один с трудностями получения существующей поддержки, законодатели готовят новые инициативы.