Posted 10 апреля 2019,, 15:57

Published 10 апреля 2019,, 15:57

Modified 7 марта, 16:01

Updated 7 марта, 16:01

Ловушка для Назарбаева: ему некому передать свою власть

Ловушка для Назарбаева: ему некому передать свою власть

10 апреля 2019, 15:57
Пока экс-президент все ещё держит Казахстан в своём кулаке, но кулак постепенно слабеет, а обоих кандидатов на его пост в стране не боятся.
Сюжет
Выборы

Новый президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев побывал с официальным визитом в Москве, а почти сразу после его возвращения на родину было объявлено о внеочередных выборах президента. Судя по всему Нурсултан Назарбаев очень торопится, - пишет на сайте Московского Центра Карнеги журналист Вячеслав Половинко.

Причём Токаев, объявляя об этом по телевидению, намекнул, что он останется на своем посту, однако непонятно, почему нужно было устраивать выборы досрочно, а не через год. Ведь сначала предполагалось, что Назарбаев займёт пост главы Совета безопасности, оставаясь главным человеком в государстве, тогда как вторым в течение этого года был бы Токаев, а третьим – старшая дочь Назарбаева, глава верхней палаты парламента Дарига.

За этот год можно было бы многое обдумать в деталях, перераспределить полномочия так, чтобы не пострадал клан Назарбаева, однако, кажется, у него не осталось времени. Вероятно, состояние здоровья (давно говорят, что у Назарбаева рак) не улучшается, и транзит власти нужно ускорить.

Весь существующий выбор сведён к двум кандидатурам. Первая – это лояльный Токаев, оперативно переименовавший Астану в Нур-Султан, а главные проспекты городов в проспекты Назарбаева. И он, судя по всему, продолжит прежний курс.

Правда, Токаев уже слегка заигрывает с народом: в Казахстане перестали блокировать интернет по вечерам, да и строительство горнолыжного курорта в заповедной зоне Кок-Жайлау приостановлено. Тем более, его представители уже ведут переговоры с общественными организациями и оппозиционерами, на которых заверяют о грядущей либерализации.

Правда, считается, что вся команда Токаева состоит из чиновников, присягавших на верность Назарбаеву, что делает его абсолютно несамостоятельным игроком. Но, если бы у него был год, он бы сумел как-нибудь сколотить свою собственную команду, а так – в случае смерти Назарбаева, вряд ли многочисленные группы станут вести себя с ним, как с настоящим лидером.

Другой кандидат - старшая дочь экс-президента Дарига, главное преимущество которой перед Токаевым – в её фамилии. Она контролирует значительную часть медиапространства и экономики страны, а кроме того и силовиков. Соблазн сделать президентом именно её чрезвычайно велик, поскольку это гарантирует, что ревизии прошлого не будет.

Есть только одно «но»: выдвижение Дариги прямо сейчас станет прямым престолонаследием. Этого не простит Назарбаеву народ, тот самый, который и будет вписывать его имя в историю, а для елбасы это крайне принципиальный момент. Да и репутация Дариги в стране неоднозначная, а это может привести к протестному голосованию. Не учитывать эти факторы не в стиле Назарбаева-старшего.

Эксперт называет эту ситуацию «очень неуютной для Назарбаева. Впрочем, выходом мог бы стать переход к парламентской республике. Скажем, 9 июня президентом остается Токаев, а потом строй меняется и власть перейдёт к Дариге. Но есть ли у Назарбаева на это время?

Именно поэтому транзит всё больше походит на ловушку для Назарбаева. Он хоть и хочет выстроить его по своему плану, но система работает, только если он сам у руля. Да, Назарбаев держит страну в кулаке, но кулак слабеет, а Токаева и Даригу только уважают, но не боятся.

То есть передать дела по-сути Назарбаеву некому, в стране нет фигуры, сопоставимой ему по масштабу. Потому вся эта ситуация делает конструкцию транзита хрупкой и неустойчивой.

"